Запуск нового продукта — всегда риск. Можно потратить много времени, сил и денег, а потом обнаружить, что он никому не нужен.
Я разобралась, как протестировать идею с минимальными вложениями и понять, будут ли покупать ваш продукт и стоит ли вкладывать в него деньги.
Провести опросы и интервью
Самый дешевый способ проверить идею — показать ее целевой аудитории. Люди расскажут, интересен ли им продукт, сколько они готовы за него платить, чего им не хватает, а что кажется лишним. Собрать отклики можно двумя способами: провести массовый опрос или взять личные интервью.
Массовый опрос. Простой и дешевый способ собрать десятки или сотни откликов. Вы находите в соцсетях подходящую группу, публикуете в ней свои вопросы или просьбу заполнить гугл-форму. Еще можно воспользоваться специальным сервисом для создания опросов, например, Surveymonkey
Подробно отвечать на вопросы готовы не все. Чтобы собрать больше откликов, можно опубликовать варианты ответов. Правда, такой способ менее информативный: он загоняет отвечающих в рамки заготовленных ответов и не дает поделиться своими впечатлениями. Сгладить этот недостаток поможет вопрос с открытым ответом, но это все равно не заменит полноценное интервью, так как в заранее заготовленном опросе нельзя будет задать дополнительные вопросы и что-то уточнить.
Личное интервью. В этом случае вы тоже ищете представителей целевой аудитории. Но не задаете вопросы сразу всем, а лично общаетесь с каждым человеком. Этот способ затратный по времени, зато позволяет:
- Найти контакт с людьми, которые не сидят в соцсетях, например, с пожилыми.
- Задать дополнительные вопросы, что-то уточнить.
- Получить развернутые ответы.
Опросы и интервью помогают понять, в каком направлении двигаться. Но нельзя выпускать продукт, основываясь только на них. Нужно скорректировать концепцию и проводить дальнейшие тесты.
Запустить предзаказ продукта
Минус опросов и личных интервью в том, что люди могут нафантазировать, например, завысить свою платежеспособность. Поэтому следующий шаг в тестировании продукта — сбор заявок на предзаказ. Это можно сделать с помощью сайта или аккаунта в соцсетях.
Сайт. На сайте вы не продаете продукт, а предлагаете потенциальным клиентам оставить свою электронную почту или оформить предзаказ без оплаты. Придется потратить деньги хотя бы на простенький сайт и рекламную кампанию.
Сайт выполняет сразу несколько функций:
- Знакомит потребителей с вашим продуктом, готовит его к выходу на рынок.
- Помогает приблизительно оценить конверсию с рекламы.
- Дает представление о востребованности вашего продукта.
- Собирает базу потенциальных клиентов, которые могут стать покупателями.
- Позволяет задать несколько вопросов потенциальным клиентам.
Аккаунты в соцсетях. Сайт можно не делать. Например, в компании Dropbox еще до выхода продукта опубликовали в сети деморолик, в котором объяснили принципы работы сервиса. В видео ничего не продавали, но буквально за одну ночь на рассылку компании подписались 70 000 человек. Это доказало, что сервис будет востребованным.
Успех деморолика показал: продукт жизнеспособен, его нужно дорабатывать и выпускать
Площадкой для раскрутки сырого продукта может стать что угодно, например, страничка в соцсетях или канал в Телеграме. Важно, чтобы вы видели отклик аудитории, например, количество подписчиков, лайков и просмотров.
В аккаунт вы можете добавить ссылку на простенький сайт и собирать электронные адреса потенциальных клиентов. Так поймете, сколько людей готовы сделать предзаказ, а не просто читать вашу страничку в соцсетях.
Создать минимально жизнеспособный продукт
Минимально жизнеспособный продукт (Minimal viable product, MVP) — это продукт, на разработку которого вы потратили минимум денег. Им уже можно пользоваться, но не все в нем идеально и полноценно.
MVP нужен, чтобы посмотреть, как на продукт реагируют потенциальные клиенты. Оценить, действительно ли люди готовы вам платить и стоит ли развивать бизнес дальше.
Не так страшно, если MVP окажется невостребованным. Вы потратили мало денег и сил, можете быстро его переделать или выпустить новый вариант. И так до тех пор, пока не поймете, что спрос есть.
За рубежом минимально жизнеспособные продукты подразделяют на группы в зависимости от их возможностей и содержимого.
Продукт с одним параметром. Самый популярный, удобный и универсальный вид. Чтобы протестировать спрос, вы выпускаете на рынок не весь продукт целиком, а только его часть.
Примеры:
- Кондитерская, в которой по уникальной рецептуре пекут только пирожные, а не торты.
- Сервис подготовки к ЕГЭ с репетитором, где пока только репетиторы по математике.
- Салон красоты только с одним мастером.
Волшебник из страны Оз. В сказке про девочку Дороти волшебник из страны Оз делал вид, что колдует, но на самом деле использовал трюки. Так устроен и этот тип MVP: для пользователя ваш продукт выглядит полноценным, но многие процессы в нем не отлажены.
Примеры:
- На старте создатель магазина Zappos просто публиковал фото обуви на сайте. Если кто-то делал заказ, то он ехал в магазин, покупал обувь и отправлял ее покупателю. Он не закупал партию обуви и не арендовал склад до тех пор, пока не стало много заказов.
- Сервис автоматической обработки фото, в котором на самом деле нет никакой автоматики — ретушер обрабатывает изображения вручную.
Разрозненный продукт. Этот продукт собирают из готовых решений, не вкладываясь в собственную разработку.
Примеры:
- Сервис Groupon начинал как сайт на конструкторе. Создатель размещал на нем изображения еды и отправлял пользователям рассылки с купонами по электронной почте.
- Служба доставки еды, у которой нет собственной кухни — блюда покупают в других кафе. Но это не сервис доставки, его позиционируют как кафе со своим меню.