Найти в Дзене
Новости Одессы

Юрий Олеша: «Ни дня без строчки»

Nulla dies sine linea — Ни дня без строчки — латинская крылатая фраза, впервые встречается в «Естественной истории» Плиния Старшего. Выражение означает необходимость упражняться в своём деле регулярно, чтобы сохранить навык, мастерство, умение. Этому правилу следовал, в частности, Эмиль Золя.

Валентин Катаев полагал, что Шкловский скрыл важную часть дневников, изуродовал их, неправильно скомпоновав те лоскутки, которые включил в книгу, вдобавок дал ей затрепанное название «Ни дня без строчки», совсем не то, какое было у автора. По его мнению, Олеша хотел назвать ее «Прощание с жизнью», но не успел. В 1999 году книга дневников Юрия Олеши вышла полностью.

В то же время, драматург Александр Гладков вспоминал, что Олеша в разговоре с ним упомянул, что хочет выпустить новую книгу, которая будет озаглавлена «Слова, слова, слова…»

Книга открывается воспоминаниями об одесском детстве и юности Юрия Карловича. Первый спектакль, увиденный в театре, – «Дети капитана Гранта»; первая самостоятельно прочитанная книга – очерки об истории Польши «Басне людове» («Народные сказания»). А также появление первых лампочек, первый одесский трамвай.

Следующий этап жизни – Москва, редакция газеты «Гудок», фельетоны под псевдонимом Зубило.

Кроме того, целый раздел получил название «Золотая полка» – о любимых книгах. Открывает список «Божественная комедия», Монтень, Гоголь, Лев Толстой. Из романа «Война и мир» Олеша вырвал страницы о Наташе Ростовой и Андрее Болконском и послал их девушке, в которую был влюблён. Лучшими поэтическими строчками, написанными на русском языке, Олеша назвал «В моей руке – какое чудо! – твоя рука» (Фет).

Книга создавалась в течение многих лет, страницы накапливались, но автор никак не мог поставить точку и сдать рукопись машинистке.

Записки Олеши прервали его писательское молчание, которое длилось несколько десятилетий. Причины исследователи оценивают по-разному, в весьма широком спектре мнений.

Новаторство Олеши, по мнению исследователей, заключается в том, что он создал новый жанр – метафорическая мозаика. Писатель Лев Славин считал, что некоторые из миниатюр – «Маска», «Девочка-акробат», «Костёл» – можно назвать литературными шедеврами.

-2
-3
-4
-5

Подробности на сайте Телерадиокомпании «ГРАД»