Добрый день!
Сегодня у нас в гостях молодой музыкант-альтистка Аревик Шахраманян.
На наш взгляд, всегда интересно поговорить с человеком, который посвятил себя какому-то одному делу и на протяжении многих лет служит ему.
– Действительно, Аревик, попробуем разобраться, что побуждает Вас заниматься своим делом так настойчиво? Мы думаем, что это будет интересно узнать посетителям нашего сайта, ведь подавляющее большинство из них – ребята в возрасте до 18 лет. И это значит, что проблема выбора своего места в жизни очень и очень актуальна для каждого из них. Как давно Вы занимаетесь музыкой?
– Музыкой я занимаюсь с детства. Можно сказать, что история моего общения с волшебным миром звуков составляет почти 17 лет!
– Вы учитесь в Санкт-Петербургской консерватории на четвертом курсе. Впереди еще полтора года учебы. А до того, как Вы поступили в консерваторию, как мы понимаем, была учеба в музыкальной школе? В училище?
– Я вижу, Вам многое известно о подробностях жизни музыкантов! Действительно, мой путь начался с музыкальной школы. Туда я пришла в пять с половиной лет и училась до четырнадцати. Дело в том, что обучение в «музыкалке» происходит несколько иначе, чем в образовательной школе. В последней ученику надо закончить хотя бы девять классов, чтобы получить аттестат. А начальное музыкальное образование обычно длится всего семь лет. Но для тех, кто хочет заниматься музыкой дальше, существуют дополнительные классы, в которых ученик может совершенствовать свое мастерство и готовить программу для поступления в профессиональное музыкальное заведение, например, училище или колледж. Так и произошло со мной. В 2011 году я поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Мусоргского и проучилась там 4 года.
– Получается, Вы еще в детстве решили, кем станете? Или за Вас это сделали родители?
– Вообще, в нашей семье к музыке всегда относились хорошо. И не только к классической. Но заниматься музыкой я захотела сама! Хотя я тогда была совсем маленькой, едва выучила алфавит… Когда мы с мамой проходили мимо музыкальной школы, и из окон доносились звуки фортепиано, флейты, пения и, конечно, скрипки – я ничего не могла с собой поделать, так хотелось зайти! Сейчас я очень благодарна маме за то, что она все-таки позволила мне это сделать!
– Столько лет учиться – больше, чем «на доктора»! Скажите честно – не скучно?
– В жизни музыканта очень редко наступают такие моменты. Скорее наоборот: что ни день – то увлекательное приключение! Репетиции, концерты, конкурсы… Иногда совсем в другом городе, другой стране. Но даже если ты сдаешь обычный экзамен, например, по специальности, квартету или ансамблю, все равно чувствуешь, что в твоей жизни происходит важное событие. Ты развиваешься, растешь над собой, и любимое дело с каждым днем значит для тебя еще больше… Иногда накапливается усталость – тогда лучше остановиться и отдохнуть. Переутомление может привести к творческому кризису. Но от кризиса или депрессии музыканта может спасти проверенное средство: выбираешь произведение, по возможности – место его исполнения и… начинаешь печатать афиши!
– Классическая музыка сегодня, как Вам кажется – это современно?
– Определенно, да. Ведь она повсюду сопровождает жизнь современных людей. Концерты классической музыки по-прежнему пользуются большим спросом; что особенно важно, зрители не просто находят время прийти в филармонию, в тот или иной театр – они вступают в диалог с исполнителями, живо реагируют на происходящее!
Я часто слышу от знакомых отзывы то об увиденной премьере, то о передаче по «Культуре» – и эти люди не всегда музыканты. Наконец, даже когда захожу в транспорт с инструментом, чувствую к себе живой интерес! Пассажиры заговаривают, спрашивают, давно ли я занимаюсь. А в это время на другом конце автобуса раздаётся «24-й каприс» Паганини в исполнении Nokia-3310, хотя сейчас у каждого владельца мобильного телефона есть возможность поставить себе на звонок все что угодно. И даже на рок-концертах «гвоздем программы» порой становится Па-де-де из «Щелкунчика» в современной обработке…
Так что классическая музыка и сегодня остается тем «вечным и неизменным», к которому тянутся люди.
– А какой репертуар Вам нравится играть? Есть что-то особенно близкое?
– Как заметил один мой знакомый, ни одно произведение не может быть исполнено хорошо, если исполнитель не прочувствовал его, «не прожил каждую ноту»… Но все же есть музыка, которую особенно приятно играть! Пожалуй, мое любимое произведение для альта, с которым, конечно, многое связано – Неоконченная соната Глинки.
– Всегда хотелось узнать: читать ноты для музыканта – это то же самое, что и книгу читать?
– По-моему, это очень удачное сравнение! Во-первых, читать мы тоже учимся с детства: начинаем неумело, с запинками, а потом, от раза к разу – все лучше и лучше. А во-вторых, музыкальная «книга», как и обычная, может многое вам поведать – и о героях, и об авторе, и, наконец, о том, кто ее для вас читает…
– Интересно, а Вы когда-нибудь пробовали писать музыку? Можете ли Вы поделиться своими композициями?
– Если не считать домашних заданий по сольфеджио, я была композитором два раза в жизни, участвуя в конкурсах по созданию музыки к анимационным мультфильмам. Один из них – МИВА-2014. И, кстати, результат вполне порадовал не только меня, но моих наставников и даже жюри. Сейчас, к сожалению, мне совсем не удается сочинять, но я мечтаю хотя бы иногда возвращаться к этому увлекательному занятию. С удовольствием предоставлю вам свои работы.
– Мы знаем, что Вы часто играете на подмене в разных оркестровых коллективах. А как это вообще – легко?
– В любой работе есть свои сложности. Оркестровому музыканту особенно важно иметь терпение, выносливость, внимательность. И конечно творческий подход. Даже если процессом исполнения в целом руководишь не ты. Но, как говорится, тяжело в учении – легко в бою. И на концерте, даже если это напряженный бой с самим собой, наступает отдача. Понимание того, что ты играешь чисто, вовремя, интересно и красивым звуком – самый счастливый момент в жизни оркестранта. А есть коллективы, в которые приходить и осознавать это особенно приятно… И у которых есть чему поучиться.
– Как удается так внутренне собраться, чтобы отыграть сложные и часто незнакомые произведения?
– Конечно, на одной силе воли концерт не сыграешь. Бывают технически сложные композиции или фрагменты в них, которые требуют многократной отработки, повторения, усовершенствования навыков. Но и настрой во время выступления очень важен. Он зависит и от характера исполнителя и от его состояния в данный момент – как душевного, так и физического. Ну, а что касается незнакомых произведений, то их редко приходится «выносить» прямо на сцену, без репетиций. Но если такое все-таки случается, то, как правило, уровень сложности у такого концертного номера все же умеренный. Хотя, как вы совершенно справедливо заметили, здесь тоже важно собраться и адекватно поставить задачи. Умение читать с листа на сегодняшний момент входит в обязательный багаж музыканта, наряду с виртуозностью, артистизмом и знанием музыки… Но если есть возможность, лучше все-таки исполнить на концерте то что уже входит в ваш «карманный» репертуар!
Продолжение ...