Найти тему
Ключевое Решение

Курортная аренда Крыма. Частный сектор: игра на выбывание.

Оглавление

"Взаимный потребизм"

Очевидно, потребительское отношение к гостям курортных городов со стороны местного населения. Это отношение зачастую обоюдно. Это история не про то: кто кому и чего должен. А про причины и следствия. И про то, что гость и хозяин в равной мере субъекты курортного рынка.

В маркетинге существуют два таких условных понятия, как "рынок продавца" (спрос превышает предложение) и "рынок покупателя"(предложение превышает спрос). Начиная с советских времён, Крым существовал в рамках "рынка продавца". Тогда гостиниц было мало, а частный сектор не был развит. И курортник был счастлив любому сараю. Все 90-е и нулевые частный сектор расширялся и сравнительно успешно адаптировался к запросам гостей. После 2000-го года в России и, в меньшей степени, прочих странах СНГ выделяется "средний класс" - те, кто может себе позволить поездку на зарубежный курорт: в Турцию, Египет и т.д.. Вкушается "запретный плод" под названием "всё включено" и происходит озарение индустрией гостеприимства. У выездной части населения происходит эволюция понимания стандартов качества отдыха.

По многим причинам Крым был есть и будет безальтернативным направлением для нескольких групп отдыхающих. Часть среднего класса неизбежно возвращается в Крым, либо чередует поездки в других направлениях с поездками на полуостров и пытается применить гостиничные стандарты качества условных капстран к отечественному частному сектору. Здравствуй, когнитивный диссонанс!

Причины и причинения

Если с хотелками курортника всё более или менее ясно, то в чём же нехотелки оппонента?

1. Несоответствие реальных доходов ожидаемым. Многие, если не большинство частников-арендодателей, всё ещё находятся в парадигме пресловутого "рынка продавца"доходов украинского периода. Турист в те времена был массовым (преимущественно из Украины) и оттого за него почти не нужно было бороться. Цены на жильё были в долларовом эквиваленте (или в любой другой твёрдой валюте. Рубли тоже с удовольствием брали к оплате. И зарабатывали дополнительно на разнице курсов).

Доходы резко упали в 2014-м году из-за снижения турпотока. Выросла конкуренция. Однако даже сейчас цены опережают потенциальный спрос. Это связано с ожиданиями наплыва отдыхающих, который сулит открытие Крымского моста. Тот самый случай, когда возница бежит впереди воза. Мост — это здорово, однако он не решит всех проблем. Дорожное строительство по Крыму всё ещё создаёт больше проблем, чем решений. Первая причина — встречные завышенные ожидания.

 Символично вырисовывается на графике буква "х". Это многое объясняет. Наверное.
Символично вырисовывается на графике буква "х". Это многое объясняет. Наверное.

2.Клиентоориентированность. Это не то, что появляется само собой. В вузах, где есть кафедры гостиничного хозяйства, это преподают. В крупных гостиничных сетях персонал на это натаскивают. Частники, владельцы одной или нескольких сдаваемых квартир, приходят к этому сами. Или не приходят. Последнее бывает чаще. Причина вторая: отсутствие специальных навыков для деликатного и радушного общения с гостями.

 Это в идеале. Ну или хотя бы понять и простить...
Это в идеале. Ну или хотя бы понять и простить...

3. Многие из моих знакомых, соседей сдают жильё отдыхающим. Для кого-то это основной источник дохода. Не секрет, что в курортных городах в межсезонье с работой туго. Вывод напрашивается простой: большинство пришли в эту сферу не по зову сердца, а от отсутствия альтернатив. Либо от нежелания менять относительно несложный вид заработка на что то другое.

Итак, причина третья: это для местных нелюбимая работа. И это многие не в силах скрывать. Побочный эффект: молчаливый славянский протест против работы на чужом празднике жизни.

"Отельеры" на тропе войны.
"Отельеры" на тропе войны.

4. "Психология пираньи". Из-за отсутствия производств в курортных городах рынок труда в них очень ограничен. Местному населению, по-сути, необходимо за время курортного сезона заработать на целый год вперёд. Оттого и стремление за короткий отрезок времени отхватить максимум. Единоразовая выгода превалирует над отложенным во времени, но постоянным доходом. Не стоит объяснять, что подобный подход не создаёт цепочки лояльных клиентов.

Четвертая причина: психологическая, и связана она с желанием застраховать себя на период межсезонного уменьшения заработков.

Отстранённо о странностях

Неровный режим активности, на самом деле, формирует особый курортный психотип. Бешеный темп курортного сезона резко сменяется депрессивной осенью. На исходе сезона частник может иметь моральное опустошение и жильё, требующее ремонта. Ведь эксплуатация квартиры людьми, которые больше не планируют вернуться, приводит к повышенному износу. Побочный эффект: повышенные расходы на ремонт и амортизацию. Зато есть, чем себя занять, чтобы избавиться от осенней хандры.

Для полноты картины местного мироощущения нужно отметить: параллельно с уменьшением доходов стоимость жизни для местных жителей выросла в разы. Кто был в Крыму — наблюдал цены на продукты питания, услуги и прочее. Они в чём- то, хоть и не во всём, превышают столичные. При этом, доходы — сезонные, а расходы - в этом уравнении — постоянная величина.

Просыпаемся и пашем!

В заключение можно сказать следующее: рынок курортной аренды эволюционирует, а частный сектор не успевает за ним в силу своей консервативности. Я умышленно деликатничаю с Вами, уважаемые коллеги, чтобы не вызывать заведомого отторжения к изложенному материалу. Изменилось всё: запросы туристов к качеству жилья и сервиса, размер турпотока, его каналы. Среда стала по-взрослому конкурентной. Курортный бизнес имел возможность вырасти и окрепнуть в комфортных "яслях" украинского периода. А дальше — сразу выпускные экзамены. Не будет детского сада и начальной школы. У многих не получится даже остаться на второй год. Первые, кто встроятся в реалии рынка, застолбят свою целевую аудиторию. Прочие, как нерадивые студенты, будут отчислены. Многие уже предпочитают сдавать квартиру в долгосрочную аренду, покидая рынок аренды посуточной. Процесс пошёл, выбор — за Вами!

-4