"Взаимный потребизм"
Очевидно, потребительское отношение к гостям курортных городов со стороны местного населения. Это отношение зачастую обоюдно. Это история не про то: кто кому и чего должен. А про причины и следствия. И про то, что гость и хозяин в равной мере субъекты курортного рынка.
В маркетинге существуют два таких условных понятия, как "рынок продавца" (спрос превышает предложение) и "рынок покупателя"(предложение превышает спрос). Начиная с советских времён, Крым существовал в рамках "рынка продавца". Тогда гостиниц было мало, а частный сектор не был развит. И курортник был счастлив любому сараю. Все 90-е и нулевые частный сектор расширялся и сравнительно успешно адаптировался к запросам гостей. После 2000-го года в России и, в меньшей степени, прочих странах СНГ выделяется "средний класс" - те, кто может себе позволить поездку на зарубежный курорт: в Турцию, Египет и т.д.. Вкушается "запретный плод" под названием "всё включено" и происходит озарение индустрией гостеприимства. У выездной части населения происходит эволюция понимания стандартов качества отдыха.
По многим причинам Крым был есть и будет безальтернативным направлением для нескольких групп отдыхающих. Часть среднего класса неизбежно возвращается в Крым, либо чередует поездки в других направлениях с поездками на полуостров и пытается применить гостиничные стандарты качества условных капстран к отечественному частному сектору. Здравствуй, когнитивный диссонанс!
Причины и причинения
Если с хотелками курортника всё более или менее ясно, то в чём же нехотелки оппонента?
1. Несоответствие реальных доходов ожидаемым. Многие, если не большинство частников-арендодателей, всё ещё находятся в парадигме пресловутого "рынка продавца"доходов украинского периода. Турист в те времена был массовым (преимущественно из Украины) и оттого за него почти не нужно было бороться. Цены на жильё были в долларовом эквиваленте (или в любой другой твёрдой валюте. Рубли тоже с удовольствием брали к оплате. И зарабатывали дополнительно на разнице курсов).
Доходы резко упали в 2014-м году из-за снижения турпотока. Выросла конкуренция. Однако даже сейчас цены опережают потенциальный спрос. Это связано с ожиданиями наплыва отдыхающих, который сулит открытие Крымского моста. Тот самый случай, когда возница бежит впереди воза. Мост — это здорово, однако он не решит всех проблем. Дорожное строительство по Крыму всё ещё создаёт больше проблем, чем решений. Первая причина — встречные завышенные ожидания.
2.Клиентоориентированность. Это не то, что появляется само собой. В вузах, где есть кафедры гостиничного хозяйства, это преподают. В крупных гостиничных сетях персонал на это натаскивают. Частники, владельцы одной или нескольких сдаваемых квартир, приходят к этому сами. Или не приходят. Последнее бывает чаще. Причина вторая: отсутствие специальных навыков для деликатного и радушного общения с гостями.
3. Многие из моих знакомых, соседей сдают жильё отдыхающим. Для кого-то это основной источник дохода. Не секрет, что в курортных городах в межсезонье с работой туго. Вывод напрашивается простой: большинство пришли в эту сферу не по зову сердца, а от отсутствия альтернатив. Либо от нежелания менять относительно несложный вид заработка на что то другое.
Итак, причина третья: это для местных нелюбимая работа. И это многие не в силах скрывать. Побочный эффект: молчаливый славянский протест против работы на чужом празднике жизни.
4. "Психология пираньи". Из-за отсутствия производств в курортных городах рынок труда в них очень ограничен. Местному населению, по-сути, необходимо за время курортного сезона заработать на целый год вперёд. Оттого и стремление за короткий отрезок времени отхватить максимум. Единоразовая выгода превалирует над отложенным во времени, но постоянным доходом. Не стоит объяснять, что подобный подход не создаёт цепочки лояльных клиентов.
Четвертая причина: психологическая, и связана она с желанием застраховать себя на период межсезонного уменьшения заработков.
Отстранённо о странностях
Неровный режим активности, на самом деле, формирует особый курортный психотип. Бешеный темп курортного сезона резко сменяется депрессивной осенью. На исходе сезона частник может иметь моральное опустошение и жильё, требующее ремонта. Ведь эксплуатация квартиры людьми, которые больше не планируют вернуться, приводит к повышенному износу. Побочный эффект: повышенные расходы на ремонт и амортизацию. Зато есть, чем себя занять, чтобы избавиться от осенней хандры.
Для полноты картины местного мироощущения нужно отметить: параллельно с уменьшением доходов стоимость жизни для местных жителей выросла в разы. Кто был в Крыму — наблюдал цены на продукты питания, услуги и прочее. Они в чём- то, хоть и не во всём, превышают столичные. При этом, доходы — сезонные, а расходы - в этом уравнении — постоянная величина.
Просыпаемся и пашем!
В заключение можно сказать следующее: рынок курортной аренды эволюционирует, а частный сектор не успевает за ним в силу своей консервативности. Я умышленно деликатничаю с Вами, уважаемые коллеги, чтобы не вызывать заведомого отторжения к изложенному материалу. Изменилось всё: запросы туристов к качеству жилья и сервиса, размер турпотока, его каналы. Среда стала по-взрослому конкурентной. Курортный бизнес имел возможность вырасти и окрепнуть в комфортных "яслях" украинского периода. А дальше — сразу выпускные экзамены. Не будет детского сада и начальной школы. У многих не получится даже остаться на второй год. Первые, кто встроятся в реалии рынка, застолбят свою целевую аудиторию. Прочие, как нерадивые студенты, будут отчислены. Многие уже предпочитают сдавать квартиру в долгосрочную аренду, покидая рынок аренды посуточной. Процесс пошёл, выбор — за Вами!