Контрреволюция как термин стал распространенным уже в XIX в. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определял контрреволюцию как «противовосстание, возмущение в пользу прежнего порядка, бывшего до переворота». Советская историография рассматривала контрреволюцию как регрессивный общественный процесс, направленный на реставрацию или сохранение отжившего общественного или государственного строя. Контрреволюция определялась как общественный процесс, противоположный революции, представляющий собой реакцию свергнутого класса на социальную революцию, направленный на реставрацию или сохранение свергнутого общественного и государственного строя. На сегодняшний день произошел фактически возврат к дореволюционным определениям:
Контрреволюция (лат. сontra «против» revolutio «переворот») - вид политического процесса, направленный на сохранение или реставрацию старой политической системы, ее отдельных элементов и политической элиты в период революционных преобразований.
Контрреволюция в советском праве статья 58 Уголовного кодекса РСФСР
Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. Контрреволюционным признается также и такое действие, которое, не будучи непосредственно направлено на достижение вышеуказанных целей, тем не менее, заведомо для совершившего его, содержит в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции.
Экономическая контрреволюция в Советском праве
Особняком стоит понятие экономической контрреволюции, которая в законодательстве РСФСР четко определена не была. К примеру, ряд декретов советской власти посвящен борьбе со спекуляцией и ее иными проявлениями, вредными с точки зрения революционной власти и противоречащих идеям революции. Круг деяний в соответствующих актах перечислен не был и так называемая «вредность» экономической деятельности оценивалась произвольно. Руководящие начала по уголовному праву довольно точно определили сам абстрактный характер контререволюционности, отсутствие каких-либо правовых признаков данных правонарушений, требующих при этом наиболее жесткого наказания.
Экономическую контрреволюцию как юридический термин определяет лишь уголовного кодекса РСФСР от 05 марта 1926 года, противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта, в целях совершения действий, предусмотренных статьей 58.1 (экономическая контрреволюция) - меры социальной защиты, предусмотренные статьей 58.2.
Борьба с контрреволюцией в Советской России
Для борьбы с контрреволюцией на территории РСФСР 7 декабря и 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР, которая являлась «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны».
C 1924 года, «революционные усилия союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией» объединяет Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) при СНК СССР, учреждение которого закреплено ст.61 гл. IX Конституции СССР, принятой Постановлением II Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года.
В 1920 - 1930 годах сотрудникам НКВД вручался ведомственный наградной знак «За беспощадную борьбу с контрреволюцией».