Найти в Дзене
Бескомпромиссный

Искусство для элиты. Модернизм в литературе.

Модернизм (от слова модерн – новый, современный) – это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 – первой половины 20 века. То есть, прошу заметить, что модернизм продолжился и в 20 веке.

(Эдвард Мунк. Крик.) 
Источник: https://stepik.org/lesson/31333/step/2?unit=11662
(Эдвард Мунк. Крик.) Источник: https://stepik.org/lesson/31333/step/2?unit=11662

Направления, которые входят в модернизм: французский символизм, русский символизм, английский эстетизм, русский акмеизм, футуризм и т.д. Ярко проявился модернизм в живописи, музыке.

Вообще рубеж веков иногда называют эпохой «Модерн». А то, о чём мы с вами будем говорить, можно назвать ранним модернизмом.

 (Василий Васильевич Кандинский "Квадраты с концентрическими кругами") 
Источник: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fxn----8sbiecm6bhdx8i.xn
(Василий Васильевич Кандинский "Квадраты с концентрическими кругами") Источник: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fxn----8sbiecm6bhdx8i.xn

Итак, всех разных модернистов объединяет отрицание реализма, отрицание главного реалистического художественного принципа – правдоподобия, стремление изменить реальность в художественном произведении, использование фантастики, гиперболы и т.д. Модернисты похожи на романтиков, но они принципиально отличаются тем, что существуют в другую эпоху – в эпоху возникновения неклассического мировоззрения, в эпоху пессимизма, аморализма, в эпоху Декаданса и всё это отразилось в модернизме. Декаденты, те, кто наиболее ярко выразил неклассические взгляды – это собственно и были самые ранние модернисты последней трети 19 века.

(Камилла Моне и её сын Жан в саду в Аржантее, Ренуар.)
Источник: https://stepik.org/lesson/31333/step/2?unit=11662
(Камилла Моне и её сын Жан в саду в Аржантее, Ренуар.) Источник: https://stepik.org/lesson/31333/step/2?unit=11662

Также для модернизма гораздо больше, чем для романтизма, характерно стремление к художественному эксперименту, к нарочитой усложнённости формы. Модернизм – искусство элитарное, ориентированное на самую образованную и подготовленную часть читателей, простые люди модернистские произведения понимают с трудом.

Модернизм в русской литературе представлен очень богато, несколькими литературными течениями. Первое из них символизм. Самое главное – большинство символистов были мистиками, т.е. верили в существование иного, потустороннего мира. Важнейшей своей задачей символисты считали проникнуть в мистическую тайну жизни, заставить ощутить читателя, что иной мир существует (поэтому важнейшая особенность стихов символистов – таинственность, странность).

Рационально, логически о нём рассказать нельзя, его можно только непосредственно ощутить, на иной мир можно лишь намекнуть. Это можно сделать через символ: символ – по сути и есть намёк.

(Густав Климт "Поцелуй") 
Источник: https://yandex.ru/turbo
(Густав Климт "Поцелуй") Источник: https://yandex.ru/turbo

Символ – это многозначный художественный образ, в котором - в определённом смысловом контексте (т.е. через значение окружающих слов и образов) кроме прямого значения - можно уловить несколько иных, в том числе мистических смыслов. Главное средство создания символа – это обилие метафор, а также просто необычных сочетаний слов. От этого прямой смысл слов размывается, становится неопределённым, и появляется возможность увидеть в стихотворении нечто иное, мистическое, некий мистический намёк.

Например, строфа из стихотворения Блока «Незнакомка»:

И странной близостью закованный
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

В контексте всей поэзии Блока «берег» и «даль» - символы мистического мира.

Символическое стихотворение становится логически менее понятным, но остаётся нечто более важное для символистов и вообще поэтов - общее настроение, ощущение. Символическая поэзия – это поэзия настроения, а не прямого смысла. Символисты пошли по пути Фета и вместе с ним создали поэзию настроения, которая расцвела в 20 веке. Её яркие примеры в русской рок-поэзии: песни Гребенщикова («Аквариум») и Шевчука («ДДТ»).

(Ян Матейко "Станчик") 
Источник: https://www.liveinternet.ru/tags/
(Ян Матейко "Станчик") Источник: https://www.liveinternet.ru/tags/

У символистов часто встречаются основные черты неклассического мировоззрения: оправдание эгоизма, сексуальности, аморализм неразличение добра и зла, пессимизм, жизнь как страшный хаос. Но это всегда наряду с другими вполне традиционными мотивами любви, сострадания.

Русских символистов принято делить на старших и младших. Старшие символисты начали публиковаться в 1890-е годы. Именно у них наиболее сильны декадентские мотивы, именно старших символистов называли декадентами. Внутри себя старшие символисты ещё делились на московских и петербургских.

А кто из символистов Вам ближе всего? (Бальмонт, Брюсов, Гиппиус, Анненский, Сологуб, Блок и т.д.) Пишите в комментариях!

Спасибо за просмотр. Ставьте "палец вверх", если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!

Читайте также:

Если Вы являетесь автором канала на Яндекс Дзен, то для Вас есть возможность размещения рекламы Вашего канала в моём блоге.Ссылки для связи в шапке профиля.