Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Самые большие воротники в истории

Одна из самых броских деталей костюмов эпохи Ренессанса - большие круглые воротники, в которых голова лежит, словно на блюде. Это примета дорого наряда - даже если такой воротник не был отделан кружевом, и делать его, и носить было весьма хлопотно. История возникновения Перемены в костюме всегда достаточно плавные. И эти воротники возникли тоже отнюдь не сразу. В начале XVI века горловины сорочки стали делать "на вздержке", продёргивая шнурок и собирая, таким образом, ткань в мелкие складочки. Видите узкий "рюш" вокруг горловины? Представьте себе, это и есть предок огромного воротника! Со временем он начал расти в размерах, а с появлением стоячих воротников верхней одежды отделился от сорочки - это было более практично. И превратился в сложный воротник. Интересно, что в Испании его поначалу называли "lechuguilla" - возможно, от "lechuga" (салат), поскольку рюш напоминал волнистые салатные листья. Такие воротники не были испанским изобретением, они возникли параллельно в нескольких стр
Оглавление

Одна из самых броских деталей костюмов эпохи Ренессанса - большие круглые воротники, в которых голова лежит, словно на блюде. Это примета дорого наряда - даже если такой воротник не был отделан кружевом, и делать его, и носить было весьма хлопотно.

История возникновения

Перемены в костюме всегда достаточно плавные. И эти воротники возникли тоже отнюдь не сразу. В начале XVI века горловины сорочки стали делать "на вздержке", продёргивая шнурок и собирая, таким образом, ткань в мелкие складочки. Видите узкий "рюш" вокруг горловины? Представьте себе, это и есть предок огромного воротника!

Портрет молодого человека, Рафаэль Санти, 1518-19, из коллекции музея Тиссен-Борнемисы
Портрет молодого человека, Рафаэль Санти, 1518-19, из коллекции музея Тиссен-Борнемисы

Со временем он начал расти в размерах, а с появлением стоячих воротников верхней одежды отделился от сорочки - это было более практично. И превратился в сложный воротник.

Поэт Диего Уртадо де Мендоса, неизвестный художник, 1560-1600. Из коллекции Прадо
Поэт Диего Уртадо де Мендоса, неизвестный художник, 1560-1600. Из коллекции Прадо

Интересно, что в Испании его поначалу называли "lechuguilla" - возможно, от "lechuga" (салат), поскольку рюш напоминал волнистые салатные листья. Такие воротники не были испанским изобретением, они возникли параллельно в нескольких странах. Однако ассоциироваться стали именно с испанским костюмом - жёстким, закрытым, призванным держать спину прямо, а голову высоко. Он требовал особого умения его носить, не давая опускать голову и склонять шею, что как нельзя лучше соответствовало тогдашним испанским идеалам.

В разных странах такие воротники называли по-разному. Франция - "фреза". Англия - "рафф". Испания - "грангола" или "горгера".

Как они делались

С трудом! С размахом! И с крахмалом.

Генри Антон, неизвестный художник, 1586. из коллекции Галереи Тейт
Генри Антон, неизвестный художник, 1586. из коллекции Галереи Тейт

Это был длительный процесс. Крахмалить не так просто - крахмал легко подгорал или же слишком быстро застывал. Иногда в него добавляли красители, тогда воротники получались желтоватыми или голубоватыми. Затем метры накрахмаленной ткани - десять и более - укладывались с помощью плоек, нагретых металлических стрежней. Складки могли быть как крупными, так и мелкими, их могло быть несколько десятков или же несколько сотен.

Каждый раз, когда воротник промокал – например, была влажная погода, или его просто нужно было постирать – эту трудоёмкую процедуру нужно было повторять... Конечно, она требовала настоящего мастерства.

Материалы

Поначалу такие воротники делали просто из полотна. Потом добавили тонкую полоску кружев. Затем стали предпочитать широкие кружева. А иногда делали из кружева целиком. Иногда это могло даже быть кружево с золотыми или серебряными нитями.

Елизавета I, портрет в честь победы над Великой Армады, неизвестный художник (ранее приписывался Джорджу Говеру), 1588. Из коллекции Уобёрн-Эбби
Елизавета I, портрет в честь победы над Великой Армады, неизвестный художник (ранее приписывался Джорджу Говеру), 1588. Из коллекции Уобёрн-Эбби

Виды воротников

Их было много, ведь мода менялась. И одновременно существовали разные виды - с разным количеством слоёв, разными углами наклона, разной ширины. И даже один и тот же воротник можно было носить по-разному.

Элизабет Трокмортон, супруга сэра Уолтера Рэли, Уильям Сегар, 1595. Мз частной коллекции
Элизабет Трокмортон, супруга сэра Уолтера Рэли, Уильям Сегар, 1595. Мз частной коллекции

Они могли быть замкнутым кольцом, полностью окружая шею. Могли открывать шею спереди. Могли носиться с закрытым нарядом, а могли и с декольтированным. Могли быть однослойными, а могли и состоять из нескольких рядов, так что напоминали огромный торт (до семи рядов, и каждый собирался отдельно). Словом, всё зависело от места и времени.

Детали портретов инфанты Изабеллы Клары Евгении, слева - кисти Альфонсо Санчеса Коэльо, 1585-88,  справа - кисти Хуана Пантохи де ла Круса, 1598-99, из коллекции Прадо
Детали портретов инфанты Изабеллы Клары Евгении, слева - кисти Альфонсо Санчеса Коэльо, 1585-88, справа - кисти Хуана Пантохи де ла Круса, 1598-99, из коллекции Прадо

Так, например, в Испании к 1560 воротники дошли до мочек ушей. А в 1580-х высоко поднялись сзади, полностью закрыв затылок! Лицо как бы тонуло в таком воротнике, и уши оказывались либо частично, либо полностью закрытыми! А ширина настолько увеличилась, что в 1590-х пришлось издать указ, который ограничивал её до 7 см .

Как держались

Чем шире и выше воротник, тем больше ему нужны поддержка. Так что со временем появились специальные каркасы, из картона или проволоки.

Каркас для поддержки воротника, Англия, 1600-1625, из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон
Каркас для поддержки воротника, Англия, 1600-1625, из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон

И проволока либо пряталась внутри ткани, либо выставлялась напоказ - её могли делать и серебряной. В одной из пьес Лопе де Веги есть эпизод, где королева и влюблённый граф пытаются обняться, но кончики его кружева запутываются в её каркасе, они не могут расцепиться и... их застаёт король! Пришлось графу солгать, что он увидел паука на воротнике королевы и пытался его снять, потому так близко и наклонился.

Финал

В начале XVII века плоёные воротники стали выходить из моды. Но вот где они продержались долго, вплоть до середины столетия - так это в Нидерландах!

Адриана Кроес, Иоганнес Корнелисзон Верспронк, 1644. Из коллекции Рейксмюзеума
Адриана Кроес, Иоганнес Корнелисзон Верспронк, 1644. Из коллекции Рейксмюзеума

Ну а об их родственниках, высоких воротниках, мы поговорим в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!

Шитье
5926 интересуются