Печально, но факт: даже самые уверенные водители не знают всех нюансов поведения в туннелях. Не верите? Проверьте, прочитав нашу подборку правил.
Правило 1. Помните про требования и запреты
Для начала — правила, зафиксированные в российских ПДД, а также рекомендации группы экспертов ООН по безопасности в автодорожных туннелях. Независимо от времени суток и степени освещенности в туннелях все механические транспортные средства обязаны перемещаться в них только с включенными фарами ближнего света, а прицепы и автомобили на буксире — с зажженными габаритными огнями. ПДД России допускают использование и дальнего света, но только если водитель гарантированно уверен, что не ослепит других участников движения.
Кроме того, в туннелях категорически запрещается:
- любая остановка и стоянка автомобиля (за исключением экстренных случаев, при этом необходимо сразу выключить двигатель);
- обгон (в России он строго запрещен, в других странах может быть разрешен при наличии более чем одной полосы движения в каждом направлении);
- разворот;
- движение задним ходом;
- перестроение (в России в туннелях сплошные линии разметки разделяют полосы движения, строго запрещая этот маневр, хотя в ПДД он прямо не прописан, но в других странах этого запрета может не быть).
Правило 2. Учитывайте скорость и указатели
При проезде туннеля необходимо строго следовать дорожным знакам и указателям, установленным на въезде и в самом подземном сооружении, следить за сигналами и разметкой. Обязательно соблюдать скоростной режим, указанный на знаке, предшествующем въезду в туннель. Хотя согласно статистике аварии в туннельных переходах и случаются реже, чем на обычных дорогах, но их последствия, как правило, наиболее тяжкие.
Правило 3. Соблюдайте безопасную дистанцию
Отдельного упоминания стоит безопасная дистанция между автомобилями. Следует учитывать, что в туннелях из-за повышенной влажности уменьшается сцепление колес с асфальтовым покрытием, поэтому вести машину нужно с особой осторожностью.
В ПДД не говорится о том, какой именно должна быть дистанция между автомобилями в туннелях — она попросту должна быть безопасной. Для каждого туннеля может быть определена своя дистанция, она отображается на дорожном знаке. В Испании водителям легкового транспорта рекомендуется держаться на расстоянии 100 м от впереди идущего транспортного средства, а при управлении автомобилем весом свыше 3,5 т — в 150 м. В правилах поведения в Дублинском туннеле (Ирландия) обязательная для соблюдения дистанция равна 50 и 100 м соответственно. Согласно рекомендациям ООН, в туннеле следует всегда выдерживать расстояние в 20–50 м между автомобилями даже в случае полной остановки движения, а дополнительное увеличение дистанции зависит от особенностей каждого конкретного подземного сооружения.
Помните, что туннель — это замкнутое пространство, а потому в случае ДТП доступ туда аварийно-спасательных служб сопряжен с трудностями. Так, в марте 1999 года в 12-километровом Монбланском туннеле произошел пожар, жертвами которого стали 39 человек. Десятерым счастливчикам тогда удалось спастись.
Правило 4. Избегайте ослепления
Помните, что наибольшая опасность ожидает вас на входе и выходе из туннеля, когда зрение испытывает шок от резкого перепада освещенности. Поэтому перед въездом в туннельный переход заранее включите ближний свет фар и снимите солнцезащитные очки, а выезжая из него, снова наденьте очки и опустите солнцезащитный козырек автомобиля, чтобы избежать ослепления. В этот момент не помешает также слегка замедлить скорость и быть начеку, чтобы вовремя затормозить, если у водителя движущегося впереди автомобиля вдруг возникнут сложности, потому что он, в отличие от вас, не принял надлежащих мер предосторожности.
Правило 5. Используйте радиоприемник
Если туннель протяженный, то перед въездом в него всегда указана частота вещания местного дорожного радио. Включите радиоприемник и настройте его на аварийную частоту, указанную на дорожной табличке.
Правило 6. Следите за уровнем топлива
Перед въездом в туннель убедитесь, что топлива в машине достаточно для его проезда. Для России это правило может быть и не очень актуально, потому что у нас количество протяженных автомобильных туннелей длиной свыше километра не превышает и двух десятков. Самый длинный российский туннель протяженностью 4303 м — Гимринский — находится в Дагестане. Но если вдруг судьба занесет вас в Норвегию, то знайте, что эта страна насчитывает 203 туннеля, длина которых больше тысячи метров каждый. И самый длинный в мире находится именно там — это Лердальский туннель длиной в 24,5 км. Также много длинных туннелей и в других странах Европы: в Италии — 177, в Швейцарии — 67, в Австрии — 55, во Франции — 46, в Германии — 38.
Правило 7. Постарайтесь не вдыхать туннельный воздух
Перед въездом в туннель включите систему вентиляции автомобиля в режим рециркуляции во избежание попадания забортного воздуха в салон машины. Это необходимо, чтобы выхлопные газы, скапливающиеся от проезжающего транспорта, не попали в автомобиль.
Правило 8. Как вести себя в пробке
В случае замедления движения в туннеле из-за пробки или полной остановки дорожного потока необходимо:
- включить аварийную сигнализацию, чтобы оповестить следующий за вами транспорт, поскольку вы никогда не знаете наверняка, что стало причиной остановки — это может быть серьезная авария или пожар;
- сохранять безопасную дистанцию в 20–50 м (согласно рекомендациям ООН) даже в случае полной остановки автомобиля;
- если движение в туннеле остановилось больше чем на одну минуту, выключить двигатель — необходимо беречь кислород в туннеле, препятствуя загазованности;
- следить за сообщениями радио, настроенного на специальную волну;
- в случае необходимости строго следовать указаниям сотрудников туннеля и аварийно-спасательных служб, четко выполнять инструкции, появляющиеся на знаках с бегущей информацией (при наличии).
Правило 9. Поведение при ДТП
В случае аварии в туннеле с участием вашего автомобиля необходимо:
- Включить аварийную сигнализацию
- Выключить двигатель
- По возможности откатить машину на ближайшую площадку аварийной технической помощи, расположенную по ходу движения, если это невозможно, передвинуть автомобиль хотя бы к правому краю проезжей части
- Надеть светоотражающий жилет (его наличие в автомобилях во многих странах мира является обязательным. Россия тут, увы, исключение.)
- Оказать помощь пострадавшим, если это возможно и необходимо
- Обозначить место аварии знаками аварийной остановки
- Вызвать помощь по телефону экстренной связи, установленному в ближайшей аварийной нише или на аварийной площадке туннеля
- Покинуть туннель через ближайший аварийный выход, следуя информации на знаках, указывающих эвакуационные пути к аварийным выходам. Знаки располагаются на боковых стенках туннеля через каждые 50 м на высоте 1–1,5 м, помимо направления движения они должны указывать расстояние до этих выходов. Идти по туннелю нужно осторожно по специально выделенной для этого дорожке или, в случае ее отсутствия, максимально прижимаясь к обочине.
Правило 10. Поведение при пожаре
В случае возгорания вашего автомобиля в туннеле или при остановке перед местом пожара другого транспортного средства:
- Если есть возможность, срочно выехать из туннеля
- Если дальнейшее движение невозможно, съехать на обочину и заглушить двигатель
- Незамедлительно покинуть машину
- Если есть возможность, потушить пламя с помощью автомобильного огнетушителя или огнетушителей, размещенных в туннеле в аварийных нишах и на аварийных площадках
- При необходимости и по возможности оказать первую медицинскую помощь пострадавшим
- Если ситуация вышла из-под контроля, срочно направиться к ближайшему аварийному выходу
- Вызвать помощь по мобильному телефону или телефону экстренной связи.
Автор: Ирина Осипьянц
Фото: Артем Коротаев, Евгений Костин и Валерий Шарифулин/ТАСС, DPA
Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!
Материалы по теме:
6 советов водителям, собирающимся в дальнюю дорогу
11 секретов опытных водителей: в автошколе такому не учат