"Месть - блюдо, которое следует подавать холодным".
Эта фраза является крылатой и довольно часто используется в определенных ситуациях. Откуда она взялась и кто произнес ее впервые, мало кто знает. Если прошерстить сайты в Интернете, можно увидеть массу предположений. Кто-то вспоминает "Крестного отца", кто-то "Убить Билла".
Другие обращаются к истории и приписывают выражение то Марии Медичи, то Сталину. Некоторые говорят о книге Эжена Сю "Матильда", о разных трагедиях Уильяма Шекспира или о романе Александра Дюма "Граф Монте-Кристо".
Как бы там ни было, именно Дюма-отец с помощью своего произведения сумел убедить широкую общественность, что бросаться в омут с головой и убивать своих врагов, подобно сбрендившему бандиту, занятие глупое и неблагодарное.
Он превратил реванш в некий культ, которому поклоняются до сих пор все униженные и оскорбленные. Конечно, мало кому удается уподобиться легендарному узнику замка Иф. Да это хорошо, иначе нераскрытых преступлений было бы даже больше, чем есть сейчас.
Сегодня мы поговорим о том, откуда знаменитый писатель взял идею романа. Может быть, он сам придумал план коварной вендетты и героя, способного воплотит ее в жизнь?
Как мы знаем, почти все герои Дюма настоящие. Просто их биографии так сильно меняются под воздействием Музы, что в них сложно узнать оригинал. Более того, выраженная эмоциональная окраска и преклонение автора перед его величеством Случаем, вносят коррективы, которые также трансформируют истинные сюжеты, превращая их в приключенческие и романтические.
Итак, история графа Монте-Кристо в нашем современном представлении началась в 1836 году, после смерти архивариуса Жака Пеше. В печать попала его рукопись под названием "Полиция без масок". Это была увлекательнейшая история сапожника Франсуа Пико.
Ее прелесть заключалась в том, что произведение писалось на основе настоящих следственных материалов и могла считаться подлинной. Если внимательно прочитать эту книгу, станет очевидно, что великий классик вдохновился треключениями несчастного Пико и решил рассказать о них по-своему. Правда, весьма двоякого персонажа Пеше он превратил в положительного героя, чем гарантировал ему вечную славу, а себе - баснословные гонорары.
Давайте познакомимся поближе в бедным Франсуа и выясним, какими общими чертами с одним из самых популярных графов он обладал.
Его ранняя жизнь протекала в небольшом французском городке по имени Ним. В 1807 году Пико был молод, красив и удачлив. На его чувства ответила хорошенькая девушка из обеспеченной семьи и пообещала отдать ему свои руку и сердце. Счастливый жених первым делом побежал в трактир и поделился новостью со знакомыми. Он был очень возбужден и не заметил, что некоторым этот брак был не по душе. В частности, хозяин заведения сам рассчитывал жениться на красавице и завладеть ее деньгами. Разница в возрасте мужчину не пугала.
Когда Франсуа ушел домой, разозленный трактирщик решил отыграться за свою неудачу. Вроде как он не планировал причинить молодому человеку реальное зло, а хотел лишь чуть-чуть подпортить ему жизнь.
Вместе с товарищами-сообщниками он состряпал кляузу, в которой говорилось, будто Пико никакой не сапожник. Он дворянин, британский шпион и, вообще, противник власти Наполеона и его порядков. Лишь один человек, которого звали Антуан Аллю был противником глупой затеи.
Однако его никто не послушал. Донос ушел в на стол местному чиновнику, а оттуда - к самому комиссару. Почему эти люди, обличенные полномочиями проводить расследования, поверили анонимному посланию, остается лишь гадать.
Факт остается фактом, никто из них не стал совать нос в дела Пико и выяснять, что правда, а что ложь в грязном навете. Вместо этого было принято поспешное решение арестовать парня и отправить в казематы замка Фенесрель.
Никто не знал, что случилось с Франсуа. Родные и невеста потратили немало времени и сил, чтобы отыскать юношу, но тот как сквозь землю провалился. Погоревав два года, девушка отчаялась дождаться возращения любимого и, смирившись с его гибелью, вышла замуж за трактирщика. Вместе они прожили несколько лет, воспитывая его детей от первого брака. Своих наследников неверная невеста родить не смогла.
Франсуа Пико между тем прозябал в темнице. Там он встретил священника итальянского происхождения. Это был тяжело больной старик, который нуждался в уходе.
Пико помог ему провести достойно последние дни и получил за свое усердие приличную благодарность. Он унаследовал значительную сумму денег и кое-какие украшения. Все это он сумел забрать в 1814 году, когда после падения Бонапарта политических заключенных амнистировали.
Оказавшись на свободе и узнав, что его недруги здравствуют, а суженая вовсе не ждет в слезах, Франсуа решил мстить.
Сменив имя и воспользовавшись переменами во внешности, которые произошли с ним за минувшие годы, мужчина явился к Аллю и выяснил имена всех соучастников давнего злодейства.
Одного за другим он стал изводить их. Пико убивал, разорял, одним словом, превратил в ад жизни многих людей. Все это стало частью романа Дюма, который из вышеперечисленных фактов не упомянул лишь об амнистии, заменив ее куда более романтичным побегом.
Да и место действия писатель выбрал иное, к Франсуа отношения не имевшее, а врагов своего героя сделал людьми куда более влиятельными.
А вот дальше идет нестыковка правды и вымысла. Свою жизнь Пико закончил в заточении.
Его палачом стал все тот же Аллю, который сумел связать убийства воедино и догадаться, кто заходил к нему "в гости". Он захотел отнять сокровища бывшего узника, подкараулил врага на улице и подверг пыткам в надежде получить куш.
Несмотря на массу недостатков, о которых умалчивал Дюма, но откровенно говорил Пеше, Франсуа был человеком сильным духом и закаленным. Невзирая на голод, жажду и издевательства, своего секрета он не раскрыл.
В результате Антуан приговорил его к смерти. Совершив убийство, мужчина сбежал на другую сторону Ла Манша, где провел остаток своих дней. О том, что он сделал, Аллю признался священнику на смертном одре и попросил сообщить обо всем французским судебным властям.
Представить, что столь яркая и захватывающая жизнь, как жизнь сапожника Франсуа Пико, могла иметь место в действительности, трудно. Но давайте честно, в стародавние времена люди частенько существовали внутри романа наяву, даже не понимая, что однажды их потомки, превратившись в офисных клерков и прозябая у компьютеров, будут завидовать самым опасным и даже смертельным приключениям.
В любом случае, никогда ни биография Пико, ни рукопись Пеше не обрели бы такой популярности, если бы на них не наложились фантазии Дюма и его талант.
А мысль о мести, как о блюде, требующем холодной подачи, не укоренилась бы в сознании миллионов, породив массу книг и фильмов на эту тему реваншей.