Найти в Дзене
Ирина Дутова

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

Мяч – самая  простая и универсальная игрушка. Что можно интересного делать с этим мячом?! Мяч это хороший «тренажёр» для развития у ребёнка мышц, движения пальцев и кистей рук (захват мяча, удерживание, подача) стимулируют определенные зоны мозга, способствуя развитию речи ребёнка. И вполне очевидны такие плюсы занятий с мячом, как развитие глазомера, ловкости, координации движений.   Уже в 4-5 месяцев  кроха учится хватать и держать предметы. Небольшой мячик отлично поможет в тренировке этого умения. А если внутри будет пищалка, то малыш, пытаясь извлечь звук, будет учиться сжимать-разжимать пальчики – вот и развитие мелкой моторики. В 10-12 месяцев ребёнку по силам уже более сложные действия, - бросать мяч из руки в руки, катать мячик, ловить и носить. Также ему будет интересно использовать какую-нибудь наклонную поверхность (возьмите, например, доску и закрепите один её конец на стуле) и маленькие шарики – от погремушек или обычные теннисные, подойдут и просто хорошо сжатые комки

Мяч – самая  простая и универсальная игрушка. Что можно интересного делать с этим мячом?! Мяч это хороший «тренажёр» для развития у ребёнка мышц, движения пальцев и кистей рук (захват мяча, удерживание, подача) стимулируют определенные зоны мозга, способствуя развитию речи ребёнка. И вполне очевидны такие плюсы занятий с мячом, как развитие глазомера, ловкости, координации движений.   Уже в 4-5 месяцев  кроха учится хватать и держать предметы. Небольшой мячик отлично поможет в тренировке этого умения. А если внутри будет пищалка, то малыш, пытаясь извлечь звук, будет учиться сжимать-разжимать пальчики – вот и развитие мелкой моторики. В 10-12 месяцев ребёнку по силам уже более сложные действия, - бросать мяч из руки в руки, катать мячик, ловить и носить. Также ему будет интересно использовать какую-нибудь наклонную поверхность (возьмите, например, доску и закрепите один её конец на стуле) и маленькие шарики – от погремушек или обычные теннисные, подойдут и просто хорошо сжатые комки бумаги. Теперь покажите малышу, как можно брать мячик и скатывать его с горки. Когда у ребёнка будет хорошо получаться, сделайте упражнение более сложным: пусть один из вас скатывает шарики, а другой их ловит и собирает в коробочку. Потом меняйтесь ролями.   Прокатывать мяч  в заданном направлении – не такая  уж простая задача для малыша. Просто перекатывая мячик друг другу, хорошо, если в игре примет участи ещё кто-то из членов семьи или друзей. Участники садятся на пол полукругом, ведущий – напротив, на расстоянии примерно одного метра. Перед тем, как направить мяч кому-то, ведущий произносит:  Солнышко жёлтое, Солнышко тёплое, По небу катилось, катилось,К Саше (имя участника игры) в гости прикатилось.  Ведущий медленно прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот должен поймать мяч и отправить его обратно. Малыш в этой игре осваивает не только действия с мячом, но и учится ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с другими людьми, быть внимательным.  Немного более  сложная игра – метание мячей в корзину. В качестве корзины можно использовать ведерко. Скорей всего, поначалу ваш малыш будет не кидать, а класть мяч в тазик – в 1-1,5 года это нормально. Не теряйте терпения, показывайте ему нужное действие снова и снова. Чтобы ребёнку не стало скучно, меняйте расположение «корзины» - поставьте её, например, на табурет или даже на стол. Ещё одно упражнение для развития меткости и координации движений – домашний «боулинг». Конечно, кегли у вас в квартире вряд ли найдутся, но вместо них можно с успехом использовать  пустые пластиковые бутылочки 0,5 Расставьте их в ряд (достаточно 2-3 штуки) и покажите малышу, как можно толкнуть большой мяч, чтобы он прокатился и сбил «кегли».

Для выполнения следующего упражнения вспомним «Колобка»! Перечитайте сказку, обсудите с малышом, от кого Колобок сумел убежать, а  от кого нет? Возьмите мячик и наклейте глазки и ротик – пусть это  будет ваш Колобок. Поставьте  посреди комнаты «пенёк» - табуретку или перевёрнутый тазик, а сами возьмите в руки мешочек или пакет. Ребёнок берёт в руки «колобка» и прокатывает его вокруг «пенька», стараясь не выпустить, а вы приговариваете: «Колобок, не ленись, не ленись, вокруг пенёчка прокатись, прокатись». В какой-то момент воскликните: «Зайчик идёт!» Малыш должен поднять мячик вверх (колобок убегает от зайца). Похвалите «колобка» и продолжайте игру: потом приходит волк, медведь… А когда дойдёт очередь до лисы, то после вашего восклицания «Лисичка идёт!» ребёнок должен подбежать к вам и двумя руками положить «колобка» в мешок – колобка «съели». Если этот момент воспринимается слишком эмоционально, то исправьте историю – пусть колобок и от лисы убежит! Для малыша это довольно сложная игра: ему нужно не просто уметь катать мячик и удерживать его возле себя, но и помнить последовательность действий, быть внимательным. Осторожно! Нельзя играть в «колобка» долго – это слишком большая нагрузка на детский позвоночник. Двух-трёх повторов подряд будет достаточно. И пусть потом ребёнок обязательно выпрямится и потянет руки вверх.  Несмотря на всю пользу игр и занятий с  мячом, проявляйте терпение и снисходительность, если малышу не хочется тренироваться. Не надо заставлять, требовать и ругать – лучше попытайтесь заинтересовать и увлечь, «заразить» своим энтузиазмом. Имейте в виду, что ребёнок в 1-2 года не в состоянии понять смысл упражнения «на словах» и даже с одного показа – нужен многократный повтор и пояснения. Делайте это с позитивным настроем, демонстрируйте малышу, как можно весело и интересно играть таким способом. Не забывайте хвалить даже за самые маленькие достижения!