Утром в страстную пятницу духовенство и верующие в Иерусалиме идут последней дорогой Христа по Виа Долороза.
Путь условный, потому что дома и даже улицы за две тысячи лет изменили своё расположение. Но тысячи верующих идут этой дорогой, которая заканчивается в храме, на Голгофе.
Будьте готовы к полицейским кордонам
Если вы хотите увидеть шествие, то присоединяться к нему не имеет смысла. Вы затеряетесь в толпе, которая будет пробираться через ряды арабских лавок. Видеть будете только затылки тех, кто впереди. В лучшем случае почувствует атмосферу изнутри.
Мы пошли сразу к храму. С этого дня количество полицейских и представителей разных служб безопасности в Старом городе увеличивается многократно.
Первые кордоны полиции появляются уже на подходе к храму. Как нам показалось, пускают не всех, а только тех, кто приехал из православных стран. Был свидетелем, как молодую пару пропустили только когда узнали, что они из Румынии.
На площадь перед храмом доступ ограничивается. Людей пропускают группами, чтобы не получилось огромного скопления паломников в небольшом замкнутом пространстве.
Войти на площадь можно с двух сторон. В этот день с одной стороны организовали вход, с другой — выход. Потоки людей на вход и выход разграничили и на площади.
Бойтесь толпы
Примерно через пару часов на площадь пришла "голова" крестного хода — священники и верующие. Над толпой был частокол из крестов и селфи-палок. И не сразу скажешь чего больше.
Правильнее сказать, что эти люди ворвались на площадь, толкаясь и, как мне показалось, получая наслаждение от того, что причастны к этому толканию. На лицах читалось: страдаем за веру. Толпа обостряет и подогревает это ощущение подвига.
В момент, когда людской поток притиснул нас к полицейским ограждениям, мне стало немного страшно. Люди, которые окружили нас, показались мне чуточку сумасшедшими. Лица вроде бы счастливые, но готовые наброситься на тебя, растерзать и растоптать.
Дальше толпа не двигалась. Священник с крестом взобрался на возвышение с внешней стороны храма, там где внутри Голгофа и начал произносить проповедь. Говорил на греческом. Его мало кто понимал, но этой паузы было достаточно, чтобы остудить безумие толпы.
В Крестном ходе наши люди!
Выяснилось, что окружившие нас — соотечественники. Делились впечатлениями как только что шли улицами Старого города, кто к чему успел "приложиться".
Проповедь на греческом затягивалась, поэтому стали говорить о разном. Например, о выборах в Украине. Украинцы тогда только избрали президентом Зеленского. Наши люди обсуждали хорошо это или плохо.
— Цэ дуже добре для Украины! — встрял в разговор и тем самым положил конец сомнениям россиянок молодой человек.
Оказалось, что он из Киева. В это время проповедь закончилась и толпа готова была к новому броску, в храм.
— Ну что, будем прорываться на Голгофу? — спросила какая-то девушка в платочке у своей знакомой.
Паломниц разделяли несколько голов, тоже готовых броситься в последний бой.
Потом за этим авангардом на площадь продолжали прибывать партии других участников крестного хода. Полиция их пропускала порциями. Вход на площадь для очередной открывали только когда предыдущая полностью поглощалась храмом.
Самой шумной, организованной и потому запомнившейся была группа сербов из Косово. Воинственные, с крестами и песнями, они дольше других задержались на площади перед храмом. © Вот такая вот хурма.