Что связывает Мюнхен, Эрмитаж и глухую деревню в Татарстане? Александр Павлович Брюллов, брат того самого Брюллова. Который Карл, автор "Последнего дня Помпеи".
Александр был старшим братом, родился в 1798 году и, как и брат, начал свой путь в качестве художника. В 1822 году вместе со своим родичем был отправлен учиться за границу на шесть лет. Первой остановкой будущих мастеров был Мюнхен, там они провели зиму, а дальше двинулись в Рим и окрестности. Изучать те самые развалины Помпеи... В 1829 году А.П. Брюллов вернулся в Санкт-Петербург и посвятил себя архитектуре, он проектировал жилые и казенные дома, был автором Пулковской обсерватории и восстанавливал помещения зимнего дворца после пожара 1837 года.
А еще он дружил с Екатериной Петровной Хованской, урожденной Ивашевой. Дама была богатой наследницей и имела несколько поместий в нынешнем Татарстане. Одно из них - Бураково, получившее свое название по фамилии первых владельцев. После замужества молодая хозяйка решилась на строительство церкви рядом с помещичьим домом и заказала проект петербургскому архитектору Ивану Адольфовичу Бенземану. Но он оказался слишком дорогим, тогда Хованская обратилась к своему другу Александру Брюллову. Вот так в маленькое село протянулась ниточка, связанная с блистательным миром петербургского света, мира художников и легендарной Помпеи.
Церковь была построена в 1839-1851 годах в классическом стиле с псевдорусским декором. Двухъярусная колокольня с шатровым завершением была перестроена в 1872 году по проекту казанского архитектора П.В.Тихомирова. Поместьем тогда заправлял зять Е.П.Хованской Владимир Васильевич Трубников. Именно он спонсировал перестройку церкви, добавление трапезной и придела во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церковь стоит на холме, возвышаясь над самой деревней. Раньше дома располагались рядом, но после очередного пожара жители отстроились под холмом.
Каждое лето с самого рождения я приезжаю в гости к родным и смотрю в окно на этот храм. И он прекрасен. А еще каждое лето мы отправляемся на экскурсию, посмотреть "рай". Так дядя называет украшение купола.
Украшать внутреннее убранство церкви А.П.Брюллов предложил ученикам своего именитого брата. К сожалению, от него ничего не осталось, кроме крох лепнины и лазурной синевы колонн.
Сейчас церковь полностью заброшена и является приютом для небольшого стада овец, а также птиц. Пройти в нее не составляет труда. Конечно же, очень хотелось бы увидеть ее в отреставрированном виде, кто знает, может и доведется...
Кроме церкви сейчас ничего не напоминает о прежней помещичьей жизни села, кроме... сада. Правда, садом это назвать трудно - яблони-дички и кусты барбариса. Их в конце XIX века высадил сын В.В. Трубникова и внук Е.П.Хованской Георгий Владимирович Трубников.
Знаете, вот так проезжаешь-проходишь мимо заброшенных деревенских церквей в заброшенных селах и вроде бы ничего такого, одна похожа на другую, особенной может стать только какая-нибудь красотка из детства, которую видел, играл в ней, фантазировал... А ведь у каждой такой своя история, иногда выводящая к самым неожиданным лицам и эпизодам. И тогда каждая развалюшка становится достойна почтения и внимания.