В этом году на Каннском фестивале Кен Лоуч на удивление остался без призов: британца на лазурном берегу различными ветвями балуют больше, кажется, чем позитивными критическими отзывами. В этот раз все вышло с точностью до наоборот, но чтобы найти, скажем, хоть парочку принципиальных отличий «Извините, мы вас не застали» от титулованной картины «Я, Даниэль Блэйк» – еще нужно постараться.
В центре нового фильма Лоуча «Извините, мы вас не застали» (фильм показан в рамках фестиваля Strelka Film Festival by Okko 2019) вновь маленький человек из рабочего класса, противостоящий безликим корпорациям, чьи действия только и нацелены на то, чтобы увеличить разрыв между богатыми и бедными. Чтобы обеспечить мало-мальски достойную жизнь своей семье, Рикки берет в кредит фургон и устраивается в крупную службу доставки, где график работы такой суровый, что у курьеров нет времени даже по-человечески сходить в туалет. Его же жена с утра до ночи работает сиделкой, так что отсутствие должного родительского внимания к бунтующему сыну-подростку и болезненно переживающей ситуацию дома маленькой дочери приводит к семейному коллапсу.
Как у любого плодовитого режиссера, фильмографию Лоуча можно делить на важные и проходные фильмы. Но в случае британца, как бы странно это не звучало, его легкие комедийные картины («В поисках Эрика», «Доля ангелов») в каком-то смысле стало обсуждать даже интереснее. Вот и «Извините, мы вас не застали» – фильм из категории условно важных, социально ответственных – простой, как три копейки (хоть и неплохой, в конце концов, три копейки тоже деньги): работает в жанре «хорошие люди в непростых обстоятельствах». Лоуч бесхитростно подводит к тому парадоксу, что родители пропадают на работах, в том числе и для того, чтобы обеспечить жизнь детям, но времени на их воспитание просто не остается. Работа матери и вовсе заключается в том, чтобы помогать другим людям, но помочь своей семье она не может. Из раза в раз, переживая с героями безвыходные ситуации, когда какие бы ни были обстоятельства, ты обязан выйти наутро на работу, приходишь к выводу, что во всем виноват проклятый капитализм.
Едва ли Лоуча можно упрекнуть в его гуманистическом посыле, и в том факте, что на протяжении своей длинной карьеры с конца 60-х он выводит на экран простых работяг. Но и сказать, что сегодня его фильмы бьют точнёхонько в цель или способны побуждать к действию, тоже будет неправдой. Возможно, остросоциальному политизированному кино, которому 83-летний Лоуч и отец, и мать родная, нужен просто свежий голос.
Автор: Бодухин Михаил.