Произведение не для детей, не для слабонервных. Оратория «Жанна Д’Арк на костре» Артюра Онеггера — это откровение об уничтожении человеческого достоинства, беспощадно затоптанного невежеством и грубой силой. Глобально — это история о зарождении бесчеловечности, о доминировании пороков, которые подобно наркотику заражают общество. В этом произведении, сочетая различные жанры, от средневековых мистерий, до модернистских нервных дисгармоний, композитор иллюстрирует состояние предвоенной Европы, погрязшей в страхах и слабостях.
«Жанна д’Арк на костре» — это музыкальная фреска, состоящая из почти что кинематографических сцен, изображающих последний час жизни св. Жанны. Не зря кстати известный режиссер Роберто Росселлини позже поставил одноименный фильм. Мученичество Жанны д’Аркт для французов является символом спасения нации. Самые светлые фрагменты опуса — это воспоминания главной героини. В этом можно усмотреть символическое значение. Автор таким образом соотносит прошлое и настоящее. Подобно композиторам того периода, он намекает на то, что путь к спасению в национальных традициях.
Вообще оратория полна символов и отсылок. Чего стоит образ самой Жанны на костре, который соотносится с распятием Христа. Для XX века это более близкий и подходящий персонаж для интерпретации вечного сюжета о предательстве и человеческой жестокости. Например, в третьей сцене, где священнослужители обвиняют Жанну словами «Еретик! Ведьма! Отступница», звучи как звон колоколов хорал «Assez! Assez! Assasez!», параллельно демонстрируя голос свыше: «Достаточно! Достаточно! Достаточно!». А в речитативной части, которая звучит как лай собак, Жанну приговаривают к смертной казни. Здесь можно услышать отсылки к «Страстям по Иоанну» И. С. Баха. Сам же автор таким приемом сравнивает ложных священников с дикими зверями. А еще интересный момент в финале, — мотив соловья, который позже будет использован в «литургической симфонии» Онеггера, символизирующий призыв к прочному миру. Это «Птичья тема», представляющая голубя мира.
Это сильное произведение с множеством смыслов, которые интересно искать, учитывая ситуацию в предвоенный период XX века. «Жанна д'Арк на костре» слушается и как победоносная ода свободе, вечной борьбе и спасению, так и напротив — как мольба Богу во время страшного суда. Это же и художественное представление пришествия Дьявола, который «убил» Бога, принеся в мир войну, страх и несправедливость.
Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus
Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал в Дзене
Похожие материалы на канале: