Найти в Дзене
Дачник-пенсионер

История развода. Аверс

Нечасто удаётся спокойно послушать мнения двух сторон о причинах развода. Так случилось, что в одной распавшейся семье я не знаком ни с мужем, ни с женой, но знаком с дочерью от первого брака и второй женой. Начну с первой истории.

Катя работает продавцом, в магазине игрушек. Маленький магазинчик на первом этаже жилого дома. Бизнес-план, обречённый на провал. За час, который заняла у неё наша беседа, в магазине не было ни одного покупателя. Кроме меня. Я купил лёгкий футбольный мячик, для парня со второго этажа. Его мяч погиб утром от действий неадекватной женщины.

Кате за тридцать, её родители развелись в первой половине 90-х, она ещё не ходила в школу. Отца она немного помнит.

– Я ждала его с работы, чтобы поиграть. Он не приходил, мама говорила, что нам нужны деньги, поэтому папа занят. Часто я ложилась спать, когда его ещё не было дома.

А потом… Однажды вечером мама сказала Кате, что папа ушёл к другой тёте.

– Он не приходил к нам после развода ни разу. В 11 классе я пошла к нему сама – нужна была помощь при поступлении в вуз, он долго вникал, кто я, проверял мои документы, но в помощи отказал. Зачем я ему? У него двое новых детей.

Детство ассоциируется у Кати с бедностью.

– Когда я училась в школе, мы были просто нищими! За всё платила бабушка, мамина мать. Мы даже жили у неё, бывший отец отказался отдавать нам квартиру.

Катя возмущена. Пока они дома ждали отца, пока мать считала каждую копейку, папаша нашёл молодую девицу и проводил время с любовницей.

– Она на шестнадцать лет моложе его! Он просто выкинул меня и мою мать и зажил в своё удовольствие.

Катя поправляет на полке коробки с никому не нужными конструкторами. Она достаёт телефон, что-то ищет, даёт мне посмотреть.

– Вот он, папашка мой, героический!

Открыт наш областной новостной сайт. Интервью с врачом, много регалий, много званий, портрет. Полный лысый мужчина, лет шестидесяти.

– Сыновей своих он неплохо пристроил, старший – на госслужбе, младший – в Москве учится, а у меня даже нормального образования нет.

Катя рассказывает про детство. Про то, как пошла в первый класс в детсадовских обносках, про то, как в том же первом классе научилась штопать колготки. Про бананы – детскую любовь, которые доставались ей очень редко. Однажды она даже рискнула их украсть, две штуки. Про первую работу – в 10 лет она пошла мыть полы в магазине.

– Денег не было. Мать практически не работала, бабушка – учительница в школе, с зарплаты отца присылали копейки – он же врач в горбольнице.

Я спрашиваю о том, на какие шиши её отец содержал новую семью. Катя смеётся.

– Вы что, не знаете, как врачи зарабатывают? Подарки, подношения, конверты перед операциями. С них алименты не удерживают.

В десятом классе Катя решила, что станет врачом. Оценки у неё были не очень, в этом она целиком винит учителей – подмазывать их ей было решительно нечем. В местный мединститут можно было поступить только за взятку.

– Десять тысяч долларов это стоило. Ну, или по знакомству. Мне сказали, что мой бывший отец работает на полставки доцентом, ну я и пошла. Лучше бы не ходила…

На выпускной Катя пошла в «бесплатном» платье.

– Платье было на манекене, на рынке. Давно висело, грязное, выцветшее. Однажды я увидела, как его выбрасывают, ну и взяла из контейнера. Отстирала, зашила, немного украсила, подогнала по фигуре. Кое-кто мне даже завидовал, не все поняли, что «нежный оттенок» это на самом деле выцветший цвет.

После школы Катя пошла работать. По магазинам. Их было много в её пятнадцатилетней карьере, всех не упомнишь. Зарплата соответствующая.

– Когда работала в кофейной лавке, подцепила интересного мужика. – Рассказывает Катя. – Пять лет вместе жили.

«Интересный мужик» был состоятельным и довольно щедрым – оплатил Кате обучение в вузе (купил диплом, типа экстерном), подарил машину («Авео»), возил на отдых, покупал украшения.

– Он меня бросил, когда «состарилась». – Усмехается Катя. – Мне же целых 27 исполнилось!

Другого такого Кате пока найти не удалось, часики тикают, красота уходит. Машину пришлось продать – содержать не по карману, диплом где-то валяется – бумажка навыков не добавила.

Года три назад сходила к отцу за помощью.

– Его нынешняя жена в хорошем бизнесе, просила пристроить – отказал. Вообще от него ничего получить не удалось. Всё сама. Бабушка умерла, мать сейчас опять без работы.

Катя смотрит в окно.

– Всё, там хозяин приехал! Спасибо за мячик, хоть не пустую тетрадку покажу.