Сегодня своими наблюдениями и мнением касательно оправданности раннего обучения языкам делится репетитор иностранного языка с многолетним опытом преподавания. Так ли необходимо (и необходимо ли вообще) начинать обучение еще в дошкольном возрасте? Чем впоследствии может обернуться подобный родительский фанатизм?
Работая репетитором по английскому уже 15 лет, иногда я встречаю просьбы позаниматься с ребёнком 2-4 лет. Естественно, я всегда задаю вопрос, зачем вам это? Ответов слышу два:
- «Чтобы ему было проще в школе»;
- «Они же так хорошо всё схватывают в этом возрасте».
Да, действительно, спорить с этим было бы глупо: маленький ребёнок — это губка, готовая впитать любую информацию. Но любая ли информация ему необходима в этом возрасте? На эту тему сломано уже немало копий на разного рода форумах, в том числе — преподавательских.
Я каждый год встречаю первоклассников и занимавшихся английским с младенчества, и не занимавшихся им прежде вообще. Смею вас расстроить: картина знаний либо одинаковая уже на старте, либо становится таковой через пару занятий, т.к. то, на освоение чего у 2-3 летнего ребёнка уходит месяц, 6-летка с лёгкостью воспримет за 20 минут. Разница в работе с такими детьми лично для меня только в одном: мне однозначно труднее работать с теми, кто уже учил английский до этого, поскольку преподносился он, естественно, в игровой форме — оно и понятно, любой педагог знает, что это есть единственно допустимая форма обучения детей до школы. И что же получается? А получается следующее: малыш учил английский практически с младенчества, работа шла легко и весело: песенки, мультики, изредка стишки наизусть, несложные словечки — родители в восторге, родственники гордятся, друзья завидуют. И вот начинается школа — и игры заканчиваются. Школьная программа диктует совершенно иной подход к работе. Приходит репетитор и заставляет учиться читать (а ведь так весело было угадывать по картинкам!), писать (что, раскрасок больше не будет?) и учить «от сих до сих» — а это скучно и муторно. Английский из прежде любимого резко становится ненавистным, а школьная программа — недостижимым идеалом, от которого ребёнок, не желающий верить, что игры теперь если и будут, то нечасто, с каждой неделей отстаёт все больше и больше. А продолжать играть уже не получится — школьная программа неумолима и идёт семимильными шагами, серьезная грамматика обычно не заставляет себя долго ждать.
Из обучения серьёзным предметам в игровой форме вытекает и другая проблема: дети, не умеющие учиться, получать и добывать знания. Ребёнок привыкает, что всё преподносится в виде развлечения, что не нужно стараться, чтобы понять, не нужно думать и размышлять. Не люблю эту неприятную физиологическую аллегорию, но всё разжёвывается и кладётся в рот веселым педагогом. Даже при наличии словарей на любой вкус, цвет, толщину и предпочтения по виду носителя, я всё чаще слышу на уроке: «А Вы мне это слово не объясняли». И это сейчас, когда не нужно за неизвестной темой идти в библиотеку, из-за одного незнакомого слова – лезть на полку за словарём: всё под боком, телефоны с выходом в поисковики есть даже у первоклассников. Родители, пытающие как можно раньше начать развивать ребёнка в той области, которая могла бы и подождать школьного возраста, оказывают своим детям медвежью услугу: приучают воспринимать только готовую информацию, поданную красиво на блюдечке с золотой каемочкой. В итоге часто больше половины занятия мне приходится уделять обучению учиться, в то время как ребёнок хочет играть, бегать, прыгать, петь песни, болтать на отвлеченные темы, а не думать, какое слово использовать или какое правило и как применить. Дети, которые готовы рассуждать и наученные родителями думать и обрабатывать информацию, пользуясь простой логикой – сейчас, к сожалению, скорее, редкость, и в этом я усматриваю вину игровых методик.
Именно поэтому я с опаской отношусь к фразам, которые с гордостью и блеском в глазах произносят мамы, вроде — «Моему ребёнку 5 лет, он учит английский с 2х» — как правило, это означает, что ребёнок хорошо поёт песенки «на английском», толком не понимая, что именно он поёт, не улавливая смысла, и если спросить, о чем эта песенка, какого цвета ботинки у главного персонажа и что росло на дереве, то, скорее всего, он не сможет ответить, т.к. не вникает. Он просто выдает вроде бы английский текст на радость амбициозным родителям – примерно так же оперные певцы, не знающие итальянского, учат арии, записывая на манжетах шпаргалки русскими буквами. Обучать такого ребёнка, по большому счёту, всё равно приходится с нуля, изредка натыкаясь на трофеи раннего обучения в виде нескольких знакомых животных, 4-5 цветов, цифр от 1 до 10 и названий ближайших родственников, а родителям, уже уверовавшим в исключительные способности своего чада к иностранным языкам, доказывать, что раннее обучение оказалось их впустую потраченными деньгами и временем драгоценного детства ребёнка – и второе гораздо обиднее, т.к. детство у малыша одно, и никто ему его не вернет, а не доигравший в нормальные игры в детстве ребёнок, будьте уверены, станет наверстывать это позже, когда, казалось бы, человеку должно быть уже совсем не до игр.
Советы, которые я бы хотела дать родителям, и которые я применяю со своим ребёнком, немногочисленны и просты:
— займитесь со своим 2-3-4-летним малышом творчеством, танцами, спортом, а изучение английского отложите до момента, когда ребёнок начнёт хотя бы читать и писать по-русски;
— если же у вас есть планы переехать в англоговорящую страну, то для того, чтобы подготовить ребёнка к смене языковой среды, наймите ему на полный день гувернера, который изо дня в день круглосуточно будет говорить с ним на английском. Но поверьте, ваш ребёнок, оказавшись в коллективе сверстников, освоит новый язык гораздо быстрее и легче, чем вы.
Занятия же малыша с репетитором или в кружке 2 раза в неделю по полчаса с перерывами на болезни и прививки не смогут обеспечить головокружительный и долгоиграющий эффект под девизом «чтобы в школе ему было проще». Это школа, там учатся, и там очень редко кому-то бывает легко, особенно когда всё только начинается, а от обучения в игре вещам, не предназначенным для детского мозга, в долгосрочной перспективе больше вреда, чем пользы.