При дефиците зрелищного кино жанр "плаща и шпаги" любили все мальчишки Советского Союза. Главным рыцарем без страха и упрека был, конечно, Жан Маре, о чем мы вспоминали в одной из предыдущих статей.
Но и другие французские звезды примеривали плащи, ботфорты и камзолы и учились владеть клинком на радость поклонникам приключенческого кино.
Фанфан-тюльпан (1952)
"Фанфан" стал любимым фильмом советской публики, особенно мальчишек - помните сцену просмотра "Фанфана" в "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен"?
И это не удивительно. Опытный режиссер Кристиан-Жак очевидно пережил творческое озарение. Результатом стала не просто крепкая ремесленная работа, а настоящий шедевр. Фанфан в исполнении невероятного Жерара Филипа гениально воплотил образ идеальног француза. Пылкий и отважный, великодушный и благородный, романтичный и мечтательный - по общему мнению, ему удалось передать идеализированный галльский дух.
Великолепно снятая приключенческая комедия, "Фанфан" десятки лет любим зрителями разных стран, а Жерар Филип и неподражаемая Джина Лоллобриджида в расцвете красоты остаются одной из лучших романтических пар мирового кино.
Если возникнет желание посмотреть - избегайте раскрашенную версию. И (мнение личное) дурацкий римейк от продюсера Люка Бессона.
Три мушкетера (1961)
Красочный, широкоформатный, в двух частях, фильм режиссера Бернара Бордери (будущего автора знаменитого цикла об Анжелике) - типичный "блокбастер" той эпохи.
Прекрасно снятый оператором Арманом Тираром, с задорной музыкой Поля Мизрахи, этот бодрый костюмный боевик, на мой взгляд, является лучшей "традиционной" экранизацией романа Дюма. Кстати, эксцентричные потасовки и дуэли из французских "мушкетеров" 60-х явно вдохновляли Юнгвальд-Хилькевича на Одесской киностудии конца 70-х.
В роли легендарного гасконца - обаятельный Жерар Баррэ. И, кажется, наш Боярский в работе над ролью ДАртаньяна тоже ориентировался на стиль Баррэ, подвижный, экспрессивный, живой и непосредственный, совсем не похожий на почтительное "прочтение классическом образа".
Картуш (1962)
Бельмондо в костюмном боевике? На первый взгляд, абсурдная идея - достаточно представить его внешность парижской шпаны с перебитым носом и большими ушами. Какой из него аристократ "галантного века"?
Мастер развлекательного кино Филип де Брока остроумно решил проблему. В его фильме Бельмондо не виконт или граф, а знаменитый разбойник Картуш, терроризировавший Париж в XVIII веке. На роль отчаянного грабителя из глубин парижского дна Бельмондо подошел идеально.
Конечно, в жанре "плаща и шпаги" Картуш - не банальный убийца и налетчик, а сильно романтизированный персонаж, этакий благородный разбойник, широкая натура, грабящая богатых и помогающая бедным.
"Картуш" - образец развлекательного кино 60-х. Приключения, роковая любовь, юмор - идеальный сплав для романтической истории. Великолепный саундтрек Жоржа Делерю, а в ролях помимо Бельмондо - красавица Клаудия Кардинале и прекрасный актер Жан Рошфор.
Черный тюльпан (1964)
Еще один "тюльпан" - и снова от режиссера Кристиана-Жака. На этот раз действие происходит во время Великой Французской Революции, и симпатии авторов явно на стороне народа. Аристократия изображена остро-сатирически, гротескно, зато простые люди - сплошь колоритные народные характеры с чувством собственного достоинства.
Неприлично красивый молодой Делон играет близнецов - разбойника-грабителя Черного Тюльпана и его брата-идеалиста. Естественно, в фильме будет масса забавных недоразумений и путаниц, романтическая линия, столкновение мировоззрений циничного Делона и Делона-романтика.
Кристиан-Жак мастеровито снимает приключенческую комедию. В фильме будут скачки и дуэли, потасовки и драки. Многие считали, что после выдающегося "Фанфана" этот "тюльпан" - слишком коммерческий проект. Наверное, они правы, но как развлекательный фильм "Черный тюльпан" щедро дает зрителям все, что они любят в классическом приключении - романтику, любовь, борьбе "хороших" с "плохими" и happy end.
Зорро (1975)
Интересный crossover, как сказали бы сейчас, между модной тогда стилистикой спагетти-вестерна и классического фильма "плаща и шпаги".
Перед самым отъездом в Новый Свет убит будущий губернатор одной из провинций, погрязшей в коррупции и произволе властей. Умирая, он просит своего друга, прекрасного фехтовальщика (Ален Делон) тайно занять его место под его же именем и навести порядок не прибегая к насилию. Однако после прибытия становится ясно, что убитый идеалист был не прав и ненасильственными методами справедливость не восстановить.
Хит советского проката поздних 70-х, "Зорро" в постановке Дучио Тессари, опытного режиссера спагетти-вестернов, соединяет энергетику современного вестерна и хореографическую изощренность фехтования из арсенала "плаща и шпаги". Финальная дуэль Зорро и жестокого карателя полковника Уэрты -одна из самых долгих, эффектных и энергичных фехтовальных сцен мирового кино. Фильм стоит посмотреть даже ради одной этой схватки.
Эти фильмы воспитывали нас романтиками. Не бить в спину. Не добивать раненого. Не нападать на безоружного. Уважать женщин. Сегодня старые добрые приключения выглядят старомодно-благородными, но по-прежнему бесконечно обаятельными.
Другие статьи о французском кино также читайте на моем канале!
Например, о других образах Жане Маре здесь и здесь.
О французских комедиях здесь.
А о самых красивый французских актрисах здесь.