Найти тему
Nihon no yume ・Сны о Японии

Японское оккультное учение оммёдо

Оммёдо (陰陽道), что буквально можно перевести как «учение об инь-янь» это традиционное японское оккультное учение, которое пришло в Японию V-VI веках вместе с буддизмом. Представляет из себя сложную сеть множества учений и идеологий – даосизма, буддизма, синтоизма, китайских военных практик.

Из чего состояло Оммёдо:
Даосизм – толкование небесных знамений, поиски бессмертия, ряд божеств (тот же Тайцзанфукун, божество горы Тай и владыка подземного мира). Можно сказать, Дао принес в оммёдо структуру, математику и иерархию. Таблицы календарей и перечни планет-ками, отождествляемых с благоприятными и не очень направлениями. Дао же внес большой вклад в астрономический подраздел оммёдо.
Синто – в Японии влияние японской национальной религии не миновало ни одно обосновавшееся на островах вероучение. Повлияло оно и на оммёдо: в основном, через ритуальные предметы. Знаменитые куклы-сикигами – это все оттуда пошло. И гохэй. И ветки священного дерева сакаки... в общем, синто у нас отвечает за зрелищность.
Тантризм/эзотерический буддизм – тоже работает на зрелищность. Вернее, на звучание. Многие магические формулы оммёдо включают в себя тексты индийских мантр. Текст труда «Хоки найдэн» («Ритуальный инструмент») включает в себя описание ритуалов, явно возникших на основе эзотерического буддизма. Подобные элементы встречаются и в тексте воззвания к Тайцзанфукуну.
Китайские практики, связанные с воинским искусством – это, конечно, изгнание разнообразных злых духов. В Китае существовали поверья о том, что призраки и демоны боятся освященного оружия. Поэтому их активно отгоняли священными мечами и звоном тетивы. К слову, в идеале тетива делалась из конопли, которую демоны якобы страшно не любили.

Людей, практикующих оммёдо, называли Оммёдзи. Считалось, что они способны осуществлять различные гадания, накладывать и снимать заклятия, а также изгонять злых духов. Помощниками оммёдзи выступали сикигами – духи, призванные оммёдзи и заточенные в листке бумаги. Если проводить параллели с западной практикой, то ближе всего подходит к ним понятие фамильяра. Большинство людей не может увидеть сикигами, однако по приказу хозяина они могут принимать облик людей и животных, наводить чары и наносить физические повреждения. Сильной стороной оммёдо были всевозможные гадания, которые позволяли решать различные вопросы – место постройки дома, время и маршрут путешествия, принятие или не принятие важного решения, благоприятность или неблагоприятность дня и так далее.

Эти их качества нашли весьма полезными при императорском дворе – и в эпоху Хэйан (8-10 века н.э.), когда оммёдзи достигло пика популярности, основали Оммё-рё – государственное бюро Оммёдо. И оммёдзи на службе государства, и т.н. «частники» пользовались большим уважением у аристократии и зачастую добивались высоких государственных постов, как, например, знаменитейший оммёдзи Абэ-но Сэймэй.

-2

Со временем, правда, слава школы угасла, а в XIX веке учение объявлено предрассудком и запрещено. Вновь изучать его разрешили сравнительно недавно, в 2006 году. Сейчас оно считается скорее разновидностью синтоистских ритуалов, чем самостоятельной школой. Однако образ оммёдзи часто используется в художественных произведениях.