Очень волнует меня следующий вопрос – почему одних воспитателей дети слушают, а у других стоят на голове, несмотря не бесконечное количество замечаний.
К моему большому сожалению, я лично отношусь ко второй категории. Мне ужасно тяжело работать «на группе», даже если детей не слишком много, а как вести себя с группой больше 30 человек я даже думать боюсь.
У своих коллег я спрашивала много раз, как им удается сделать так, чтобы дети их слышали и слушались. Вариантов ответов несколько: от «придет с опытом» до «это либо есть, либо не дано». Последнее предположение не слишком оптимистично, конечно.
Большинство таких вот «волшебных» воспитателей придерживаются мнения, что главное – это последовательность и неразрывная связь слова и дела. Если она пригрозит забрать игрушку, то никакие слезы и оправдания ребенку не помогут, зато в следующий раз он уже не станет вести себя вызывающе. Идея, вроде как, хорошая, но у меня не работает. Баловники как беспредельничали, так и беспредельничают, несмотря на имеющийся опыт «посидеть на скамейке» и остаться без игрушек.
Другой хороший и любимый детьми воспитатель рекомендовал мне вначале заручиться дружбой и поддержкой детей, «стать своей», наладить позитивное общение, и только потом уже делать замечания. Идея в том, что дети будут вести себя хорошо, чтобы не расстраивать такого хорошего взрослого. У меня опять не работает: один и тот же ребенок может рисовать мне сердечки и рассказывать тайны, а через 5 минут не слышать никаких замечаний и продолжать ломать забор / носиться на солнце/ колотить приятеля. У другого (гораздо более строгого) воспитателя этот же мальчик ведет себя как ангел, тихо-мирно играет в конструктор и рисует открытки.
Из своих наблюдений я сделала вывод, что важней всего не то что говорить, а то как. Есть люди, с которыми даже самые отъявленные хулиганы спорить не решаются, у них какой-то металл в голосе и неколебимая уверенность, что все будет так, как они скажут. Вот этот тон – врожденный или приобретаемый с опытом, интересно? У меня пока внутренней уверенности, что меня послушают нет, наверно, поэтому и результаты не очень. Я стараюсь договориться, объяснить, включить «активное слушание», переключить внимание – но работает это далеко не со всеми детьми. Некоторым нужно как-то очень четко и коротко сказать: «Делай так, а не так», - и все, клиент готов.
И все-таки, умение управлять коллективом и его отдельными представителями младше 7 лет – это магия или педагогическое мастерство???