Главным авторитетом по вопросам догматов, вероучения и священных канонов в Православной церкви, безусловно, являются Вселенские соборы. Насчитывается их семь штук, и все они прошли в промежутке между началом IV и концом VIII веков.
Обман на самом деле начинается еще с самого термина. Слово «вселенский» должно указывать на масштабность события, ведь участники такого собрания прибывают на него будто бы со всего мира.
В действительности же семь православных соборов были внутренним делом греческой церкви Византийской империи, и даже находившаяся с ней тогда в полном единстве Римская католическая церковь их значение переоценивать склонна не была — ни один Папа Римский этих соборов так и не посетил. В качестве своих представителей понтифики направляли легатов, которые даже не имели епископского сана. В конечном итоге католики стали проводить собственные «Вселенские соборы», коих насчитывается уже 21.
Считается, что Вселенские соборы не могут ошибаться, а их решения не подлежат никакой ревизии, поскольку действует через делегатов не кто-нибудь, а сам Бог, Святой Дух. Проверить подобные мнения всегда достаточно проблематично, ведь и субъект, и критерий истины тут тождественны. Однако, можно наглядно показать, как работали Вселенские соборы.
Сделаем мы это на примере последнего из «православных» соборов — Седьмого Вселенского, утвердившего практику почитания икон. Ту самую, что сегодня лежит в основе православной религиозности вообще и коммерческого успеха РПЦ МП в частности.
Для того чтобы доказать правомочность поклонения образам (строго говоря, запрещенного в Библии), участники собора напрягли свою память и штатных библиотекарей Константинополя и вооружились некоторым числом аргументов. Доводы эти приводятся в «Деяниях Седьмого Вселенского собора» — сборнике стенограмм и документов с этого мероприятия.
«Деяния» существуют в русском переводе XIX века. Есть также и критическое издание — предлагаю вашему вниманию цитату из него:
Отцы Второго Никейского собора выставили в защиту икон и иконопочитания выдержки из 70 произведений. Из этих 70 произведений:
4 — откровенные басни;
11 — подложные произведения;
26 — не имеют отношения к иконам, хотя зачастую отцами собора использовались как полноценная аргументация;
3 — экфрасисы, т.е. тоже не имеют отношения к иконам;
2 — тексты сразу приводились как анонимные;
23 — так или иначе свидетельствуют в пользу наличия у верующих икон или же подтверждают факт поклонения иконам, однако, как правило, все эти произведения относятся к VI, VII и VIII вв.; несколько самых ранних претендуют на принадлежность к V в.;
1 — повествование о языческой иконе с изображением языческого философа
Выводы тут, как говорится, вы сделаете сами, но а мы лишь посоветуем осторожнее обращаться с любыми текстами, которые Церковь преподносит, как авторитетные.
Они лгут.
______________
Источник цитаты: Фирсов Е. В. Акты Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора (787 г.). Новое издание. С полемическими выдержками из Libri Carolini, впервые публикуемыми на русском языке. — СПб.: «Нестор-История», 2016.
______________
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.