Найти тему
Роман с Дьяконом

Вселенский обман: православные соборы

Главным авторитетом по вопросам догматов, вероучения и священных канонов в Православной церкви, безусловно, являются Вселенские соборы. Насчитывается их семь штук, и все они прошли в промежутке между началом IV и концом VIII веков.

Обман на самом деле начинается еще с самого термина. Слово «вселенский» должно указывать на масштабность события, ведь участники такого собрания прибывают на него будто бы со всего мира.

В действительности же семь православных соборов были внутренним делом греческой церкви Византийской империи, и даже находившаяся с ней тогда в полном единстве Римская католическая церковь их значение переоценивать склонна не была — ни один Папа Римский этих соборов так и не посетил. В качестве своих представителей понтифики направляли легатов, которые даже не имели епископского сана. В конечном итоге католики стали проводить собственные «Вселенские соборы», коих насчитывается уже 21.

Считается, что Вселенские соборы не могут ошибаться, а их решения не подлежат никакой ревизии, поскольку действует через делегатов не кто-нибудь, а сам Бог, Святой Дух. Проверить подобные мнения всегда достаточно проблематично, ведь и субъект, и критерий истины тут тождественны. Однако, можно наглядно показать, как работали Вселенские соборы.

VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II,  985 год
VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II, 985 год

Сделаем мы это на примере последнего из «православных» соборов — Седьмого Вселенского, утвердившего практику почитания икон. Ту самую, что сегодня лежит в основе православной религиозности вообще и коммерческого успеха РПЦ МП в частности.

Для того чтобы доказать правомочность поклонения образам (строго говоря, запрещенного в Библии), участники собора напрягли свою память и штатных библиотекарей Константинополя и вооружились некоторым числом аргументов. Доводы эти приводятся в «Деяниях Седьмого Вселенского собора» — сборнике стенограмм и документов с этого мероприятия.

«Деяния» существуют в русском переводе XIX века. Есть также и критическое издание — предлагаю вашему вниманию цитату из него:

Отцы Второго Никейского собора выставили в защиту икон и иконопочитания выдержки из 70 произведений. Из этих 70 произведений:
4 — откровенные басни;
11 — подложные произведения;
26 — не имеют отношения к иконам, хотя зачастую отцами собора использовались как полноценная аргументация;
3 — экфрасисы, т.е. тоже не имеют отношения к иконам;
2 — тексты сразу приводились как анонимные;
23 — так или иначе свидетельствуют в пользу наличия у верующих икон или же подтверждают факт поклонения иконам, однако, как правило, все эти произведения относятся к VI, VII и VIII вв.; несколько самых ранних претендуют на принадлежность к V в.;
1 — повествование о языческой иконе с изображением языческого философа

Выводы тут, как говорится, вы сделаете сами, но а мы лишь посоветуем осторожнее обращаться с любыми текстами, которые Церковь преподносит, как авторитетные.

Они лгут.

______________

Источник цитаты: Фирсов Е. В. Акты Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора (787 г.). Новое издание. С полемическими выдержками из Libri Carolini, впервые публикуемыми на русском языке. — СПб.: «Нестор-История», 2016.

______________

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.