Фуруя Усамару (古屋 兎丸, 1986 г.р.) — один из интереснейших японских мангак, имеющий свой особенный и запоминающийся стиль.
Фуруя начал рисовать мангу еще во время начальной школы. Он закончил Университет Искусств Тама (Токио), где специализировался на картинах маслом. Также автор интересуется скульптурой и танцем Буто. Свою дебютную работу Усумару опубликовал в 1994 г. (манга Palepoli в журнале Garo). Изначально он планировал после выпуска работать иллюстратором, но его манга обрела успех, и в результате он сделал карьеру как мангака, подарив нам множество интересных и ярких работ.
・Клуб «Личи Хикари» (ライチ☆光クラブ)
Манга, на создание которой Фуруя вдохновил увиденный им когда-то одноименный спектакль театра «Токийский Гран-Гиньоль», который существовал всего два года (1984-1986). За время существования в нем было поставлено 4 пьесы включая «Личи Хикари». Название театр получил в честь известнейшего парижского театра ужасов Гранд-Гиньоль. Репертуар этого театра создавался с установкой на зрительский шок, натуралистичное изображение насилия и жестокости, создания атмосферы истинного ужаса. Создатели Токийского Гран-Гиньоль стремились примерно к тому же, что видно из гротескного, мрачного содержания «Клуба Личи». Фуруя, по его словам, не использовал для своей работы сюжет пьесы в точности — это скорее работа по мотивам, но общую атмосферу и впечатление, которое на него произвело представление, он передать сумел.
Манга повествует о группе из девяти подростков с собственными специфичными представлениями о совершенстве и красоте. Вместе они образуют клуб Хикари и пытаются создать нечто вроде искусственного интеллекта. Их предводитель, Зера — двинутый гений, мечтающий о завоевании мира и не останавливающийся ни перед чем ради сохранения тайны своей организации. Все девять глав мы наблюдаем за деятельностью клуба и созданного ими робота, а также за тем, как глава «Личи Хикари» все сильнее погрязает в паранойе, увлекая за собой и остальных членов клуба: так их действия становятся все более безумными, а казни предателей — жестокими.
В манге чрезвычайно удачная атмосфера — грязный промышленный район, где живут герои, захламленные помещения клуба, форма ребят, напоминающая форму СС, жуткий франкенштейноподобный робот, которого они собирают, откровенное, нарочитое изображение насилия (осторожно, здесь присутствую элементы гуро) — все это действительно придает манге колорит андеграундной гротескной постановки.
При этом среди обилия фетишей и насилия здесь прекрасно просматриваются мысли и идеи автора, которые выводят мангу за грань просто «треш-контента». В «Клубе» достаточно много внимания уделяется проблемам перехода из детства во взрослую жизнь, со всем присущим подросткам максимализмом, эскапизмом и нигилизмом. Кроме того, здесь поднимается вечный вопрос о сути «человечности» с заметными аллюзиями на «Франкенштейна».
У манги, кстати, также есть годный приквел под названием «Наш клуб Хикари» о том, как герои докатились до состояния, в котором клуб находится на момент начала «Клуба Личи Хикари».
・Крестовый поход невинных сыновей
Историческая манга о средневековье, основанная на реальных событиях: так называемом "Крестовом походе детей" 1220 года, когда большие группы крестьян (включая детей и подростков) из Германии и Франции отправились в Иерусалим для завоевания Гроба Господня.
Началось это движение, как во Франции, так и в Германии, с появления «пророка» — крестьянского ребенка, которому явилось божественное видение, призывающее собрать людей в поход в Иерусалим. Тысячи детей и подростков (хотя некоторые исследователи говорят о том, что, вероятно, возрастной состав групп в этом походе был различным, а слово «дети» использовалось в то время ко всем крестьянам не зависимо от возраста) направились в сторону моря, полагая, что оно расступится перед ними — погибая по дороге от голода, холода, болезней и нападений разбойников…
Фуруя взял за основу версию о том, что поход состоял исключительно из детей и подростков, и нарисовал собственную вольную фантазию на тему того, «как оно могло бы быть», скомпилировав историю из двух реально существовавших детских крестовых походов. Манга начинается как подростковый приключенческий роман — группа наивных и полных воодушевления деревенских детей и подростков, ведомых пророком — их ровесником, отправляется навстречу приключениям и славе в Иерусалим, набирая по дороге все большее количество юных сторонников. Однако по мере продвижения сюжета «сказочная» окантовка повествования стремительно облетает, обнажая суровую действительность жестокого мира взрослых.
Голод, болезни, потери, насилие — с каждой главой градус трагичности истории похода возрастает. Наивные мечты о славе и высшем предназначении разбиваются о жестокую реальность, оставляя за собой горы трупов и покалеченных морально и физически юных крестоносцев. Здесь практически нет мистики, и даже те «чудеса», что присутствуют в сюжете, могут быть интерпретированы по разному — неясно до конца, действительно ли Этьен избранное Богом дитя, или это череда удачных совпадений и общей впечатлительности простого люда. Так что перед нами разворачивается мрачная и тяжелая история, ужасающая именно своей реалистичностью — тем, что такое действительно могло произойти (вероятно, вымысел Фуруи не так уж и сильно отличается от реальной истории детских крестовых походов). Отдельно стоит отметить тонко и ярко прописанных персонажей — основные герои запоминаются, за ними интересно следить и им действительно хочется искренне посочувствовать.
・51 способ спасти свою девушку (彼女を守る51の方法)
23 февраля 20ХХ года. Одайба.
Надеясь устроиться на работу на известной ТВ-станции, выпускник колледжа, Дзин Мисима, решает пройти собеседование. Нанако Окано, несколько инфантильная готическая лолита, мечтает попасть на концерт любимой группы. Они — бывшие одноклассники, случайно встречаются неподалеку от станции, одинаково изумленные тем, как изменились со школьных времен… Звучит как стандартное начало легкой романтической комедии, не так ли? Однако в повествование врывается катастрофа — сильнейшее землетрясение в 8.1 балла, превращающее Токио в руины, и героям становится мягко говоря не до романтики.
Землетрясения и другие стихийные бедствия для японцев — не что-то далекое и жуткое из утренних новостей. Это реальная угроза, нависающая над Страной восходящего солнца ежедневно. Великое землетрясение Канто и Великое восточно-японское землетрясение 2011 года живы в памяти людей, и неудивительно, что в массовой культуре Японии тема природных катастроф встречается нередко. Фуруи идет по тому же пути, и изображает картину того, «что могло бы быть» в случае, если Токио окажется в руинах в результате страшного землетрясения.
Главные герои, пытаясь добраться к родным, пересекают весь Токио через основные районы мегаполиса — Одайба, Роппонги, Сибуя и так далее. Автор очень тщательно проработал основную сюжетную концепцию — он не просто моделирует вероятные разрушения города, но и внимательно отслеживает поведение разных групп выживших после землетрясения, опираясь на реальный опыт стихийных бедствий, пережитый Японией. Из его работы можно узнать множество интересных фактов от «огненного смерча» до медицинской сортировки при ЧП. Возможные последствия паники, всплески мародерства и насилия среди выживших, появление всевозможных спекулянтов и представителей сект, пытающихся нажиться даже в подобной страшной ситуации, пост-травматический синдром у выживших… Фуруя скрупулезно описывает различные грани последствий катастрофы и то, как их переживают разные люди. Несомненно, здесь есть какие-то мелкие моменты, вызывающие сомнения (например, мало внимания уделено собственно представителям властей, ответственных за разгребание последствий), однако в целом картинка получилась яркой и реалистичной (и, возможно, даже полезной, хотя я надеюсь, никому не пригодятся почерпнутые отсюда знания).