Найти тему
История Нетипичная

Святой Михаил Черниговский - жертва средневековой дипломатии?

В XII, XIII, XIV веках, пока христианская Европа погрязала в междоусобных и братоубийственных войнах, на пьедестал мировых держав быстренько так забралась Монгольская империя. И нет, я не буду сейчас говорить об отсутствии татаро-монгольского ига на Руси, вторя тренду последних лет. Эдак можно до «новой хренологии» докатиться. Мы же поговорим о вполне конкретных исторических событиях, связывавших Русь и монголов.

И начнем с того, с чего начиналось тогда очень многое - с религии. Одним из православных мучеников за веру является Михаил Всеволодович Черниговский. Согласно летописям, которые повторяет википедия, был он казнен монголами за то, что отказался поклоняться огню. Причем, казнен жестоко: сначала повалили наземь, отпинали (так в тексте), затем отрубили руки, а после, "на закуску", отрезали голову. "Что ж за нелюди эти монголы?" - возникает резонный вопрос у читателя. Давайте смотреть.

Раскрою более подробно процедурные тонкости поклонения. Когда Михаил прибыл в ставку хана, то он должен был:

1) поклониться статуе Чингисхана;
2) преклонить колени перед живым ханом;
3) пройти через очистительный огонь.
Нуууу, почти как на этих ваших занятиях йогой, только без произнесения слова "намастэ". Кажется.

Но вот здесь уже начались некоторые неувязки. Дело в том, что в узких глазах монголов для порабощенных народов или государств, с которыми они вступали в какие-либо взаимоотношения, все эти процедуры носили сугубо дипломатическо-церемониальный характер. Едва ли они были настолько глупы, дабы ожидать истинной любви захваченных к режиму и собственной вере.

Надо понимать, что во время событий (а это первая половина XIII века) Чингисхан был возведен в культ, да в такой, что незабвенному товарищу Сталину оставалось от зависти давиться табаком из трубки. Впрочем, может и не о таком почете он на самом деле мечтал, кто знает.
В общем, поклонение статуе Чингисхана рассматривалось просто как дань уважения истории их великой Монгольской империи, загнавшей под пяту многие народы и захватившей огромные территории.

-2

Преклонение колена перед ханом действующим также было частью монгольской традиции. Для сравнения: на Руси было принято кланяться хозяину дома, приютившему путников. А вот у монголов, у которых было с недвижимостью туговато (да и вообще "наша крыша - небо голубое"), полагалось по этикету кланяться хозяину степи.

И, наконец-таки, история с очистительным огнем. Считалось, что, пройдя между несколькими кострами, человек и его дары очищаются. Причем как в духовном, так и в буквальном смысле. Монголы регулярно боялись, что их хана захотят отравить, а близкое соседство с открытым огнем вроде как должно было выпарить яд из преподносимых подарков. Во всяком случае, верить в это им хотелось.

-3

Чтобы не быть тут голословным, отмечу, что такую точку зрения высказывает, в частности, египетский историк Ибн аль-Фурат и указывает на то, что все эти процедуры проходили и египетские дипломаты, которые были единоверцами монголов. То есть, по чесноку, есть все основания полагать, что никто специально не занимался ментальным фистингом с Михаилом, стараясь намекнуть ему "Эй, рюсский собак, знай свой место". Напротив, все было в рамках нормы.

Можно предположить, что князь Черниговский был абсолютно деревянным/глухим/в танке находился и его не предупредили о том, что надо соблюдать церемониал. По забывчивости или троллинга ради. Но, вроде как, вряд ли это могло быть так. Как раз для таких случаев ко всем дипломатам и прочим высоким визитерам приставлялся специальный монгольский толмач, который объяснял все дипломатические тонкости.

Хорошо, продолжим фантазировать. Быть может, не поверил Михаил Черниговский "этим басурманам". Но вот в чем проблема: остальные русские князья, Марко Поло и даже, мать их, монахи-францисканцы, которые были посланниками Папы Римского, эту процедуру проделывали без особых демонстраций размера своих шаров.

Можно еще повоображать, что Михаил Всеволодович был настолько отбитым фанатиком православных церемониалов (именно ЦЕРЕМОНИАЛОВ, а НЕ ВЕРЫ, мой потенциально оскорбленный друг), что посчитал себя круче монахов. Но вот ведь беда! В случае несоблюдения дипломатического протокола с ним бы ничего страшного не сделали. Просто хан отказался бы с ним общаться, как с плюющим на традиции принимающей стороны хамлом. Более того, аудиенции его вполне могли удостоить бы монгольские чиновники нижнего ранга, достоинства которых, так сказать, не жалко. По старой традиции "Яя начальник, ты - ...". Ну, вы поняли. Мол, если такой упоротый воинствующий иноверец бросится на них с мечом или попытается отравить, то и пускай. Но я увлекся, а между тем обещал разобрать эту ситуацию с юридической точки зрения. Продолжим.

-4

Китайские, арабские и египетские источники (сами монголы были заняты завоеваниями, некогда им было летописи составлять) указывают на то, что у монголов была очень систематизированная система наказаний. И наказание, которому подвергли монголы Михаила, свидетельствуют о том, что они посчитали его не просто кладущим болт на дипломатические премудрости государственным деятелем, а целым предателем.

Монгольская социальная иерархия подразумевала и иерархию наказаний. Скажем, обычного вора или убийцу такой казни не подвергли бы. Тут азиаты подходили к делу очень скрупулезно. А вот, ежели ты - человек обладающий властью, наделенный доверием хана, решил пойти против него, то надо избавиться от тебя, причем полностью. Чтоб ни рук, ни ног, ни, тем более, головы не осталось от тебя и не омрачало настроения правителю.

Так что более реальная версия мотива казни Михаила (на наш взгляд) заключает в том, что он вынашивал планы по войне против монголов. Но, как показывают более поздние исследования (см., например, А.Г. Юрченко "Золотая Орда"), князь Черниговский был покладистым управленцем и никакого мятежа не планировал (ежели только очень скрытно). Однако и на Руси, задолго до рождения Мартина, были свои игры престолов. Скорее всего, дело дошло до казни с подачи конкурентов Михаила. Например, Ярослава Всеволодовича.

-5

Но вот, с другой стороны, стоит отметить, что, вопреки расхожему мифу, отрубание рук, ног и головы для монголов - нечто из ряда вон выходящее. Дело в том, что они не допускали кровопролития в мирное время. Отсюда и "отделка" князя ногами. Отрубание же головы, скорее всего, было связано с какими-то княжескими косяками из прошлого. Таких, как тот памятный случай, когда святой Михаил Всеволодович, будучи князем Киева, отдал приказ поубивать монгольских послов. Да-да, он был еще и князем Киева. Вообще за свою недолгую жизнь он много где успел поправить.

Почему же мы тогда считаем его святым? Так сложилось, что фактическая история его жизни достаточно долгий период времени была и официальной. Но, спустя некоторое время, когда государству потребовались "мученики за веру", вспомнили о том, что Михаила варварским образом убили в Монголии, которая считалась мусульманской. Чем не повод? И тогда святые отцы вместе со светской властью приняли решение "А почему бы его не назвать святым?". Отсюда, в общем-то, и такой большой временной разрыв между смертью и канонизацией. Умер он в 1243, а канонизировали его в 1547 году.

-6

Вообще изучение этого вопроса осложняется тем, что первоисточником тут выступают, в основном, православные священники, ездившие вместе с князем в заграничную командировку. Им-то, в отличие от князя, никто ничего не объяснял. Посему они трактовали видимые ими события с церковной точки зрения. Дескать, какие плохие монголы, заставляют свои языческие обряды проводить, а наш православный князь - такой хороший, не поддался иродам, принял мученическую смерть. В то же время сами монголы, несмотря на то, что самыми продвинутыми ребятами их никак не назовешь, проводили достаточно последовательную политику (не побоюсь этого слова) толерантности. Они не насаждали свою веру насильно и не заставляли подвластные народы ее принимать. Вообще - это характерная черта многих империй, не исповедовавших авраамистические религии.

В качестве ПыСы. Аналогичная ситуация сложилась и с Романом Ольговичем Рязанским, к истории которого мы возможно еще вернемся.