Чем кроме ППШ знаменит город Вятские Поляны
В России почти 800 малых городов. О некоторых из них — Суздале, Мышкине, Великом Устюге — знают все. Названия других почти никто не слышал, но там тоже происходят интересные события, которые меняют эти города и для туристов, и для местных жителей. По просьбе «Заповедника» Анастасия Обуденкова рассказывает, как Вятские Поляны были городом ППШ, а стали «шляпной столицей».
В советские годы вся жизнь в Вятских Полянах крутилась вокруг завода. Оружейное предприятие «Молот», открытое во время Великой отечественной войны на базе бывшей шпульно-катушечной фабрики, давало жителям рабочие места, а главной достопримечательностью в городе всегда был дом-музей Георгия Семеновича Шпагина. Создатель легендарного пистолета-пулемета Шпагина работал на Вятскополянском заводе после эвакуации из Заводска и именно здесь сконструировал самое массовое автоматическое оружие Советской армии времен Второй мировой. За пределами Кировской области о Вятских Полянах, основанных еще в конце XVI века, если и знали, то как о родине ППШ. Но с недавних пор к этой аббревиатуре еще добавилась новая — ВПШ — Вятскополянские шляпы.
Безумные шляпники
Идея превратить небольшой моногород в столицу головных уборов появилась у двух местных предпринимателей Валерия Смолюка и Олега Уварова около семи лет назад. Олег и Валерий занимаются производством и продажей меховых изделий и владеют меховыми салонами «Метелица» в Кировской области. Валерий Смолюк, по образованию охотовед, приехал в Вятские Поляны вслед за женой в начале 1990-х и открыл небольшой магазинчик меховых шапок. Дело пошло, появилась необходимость открывать новые точки. В то время Валерий как раз строил загородный дом и обратил внимание на одного из строителей — парень качественно и быстро справлялся с любой работой, и Валерий предложил ему должность продавца. Так Валерий Смолюк и Олег Уваров начали работать вместе.
Бизнес расширялся, Олег из обычного продавца стал равноправным партнером. И со временем предприниматели начали думать, как помимо меховых салонов создать еще что-то, что сохранило бы их имена в истории Вятских Полян.
— Это было 12 декабря 2012 года — 12.12.12. Тогда вся Россия готовилась к концу света, и нам захотелось сделать что-нибудь безумное и как-то увековечить эту дату. Мы решили отправиться в кругосветную экспедицию и из каждого места привезти какой-нибудь необычный головной убор, — вспоминает Валерий Смолюк.
На подготовку к кругосветке ушло почти два года, и в 2014 году путешественники отправились в первую экспедицию «Hat Master»: за четыре месяца объездили на машине 23 страны и собрали около 130 головных уборов. На родине коллекцию захотелось показать — так появился «Дом Шляп», первый и единственный музей шляп в России, а Олега Уварова и Валерия Смолюка прозвали в Вятских Полянах «безумными шляпниками».
От венков до канотье
Изначально экспозиция была небольшая — около ста разных головных уборов. Но люди все равно стали заглядывать в музей, рассказывать о нем приезжим, писать о нем в интернете. Ни французских беретов, ни филиппинских сонгкоков, ни испанских монтер и канотье в Вятских Полянах до этого не видели. У каждого предмета в музее есть личная история из путешествия. Например, чтобы пополнить коллекцию профессиональными головными уборами, Олег и Валерий заходили в швейцарскую полицию — там все оказались настолько гостеприимные, что не только подарили полицейскую фуражку, но и сопроводили обратно до гостиницы. А в Индии «шляпники» долго не могли уговорить местную женщину продать необычный головной убор. Когда она, наконец, согласилась, оказалось, что шляпа служила ей и одеждой, и закрывала всю верхнюю часть тела.
— Обычно мы заранее договариваемся с местными мастерами и перед поездкой составляем тщательный план, где какой головной убор можно достать, чтобы потом представить эту страну или регион в музее. Но бывает и так, что на месте все происходит не по плану, и мы находим такие головные уборы, на которые даже не рассчитывали. Так, например, на Гавайях мы никак не могли найти аутентичный головной убор, но совершенно случайно встретили на остановке парня, который предложил сделать венок из пальмовых листьев за пять долларов и смастерил новый экспонат для музея прямо при нас, — рассказывает Олег Уваров.
С каждым годом коллекция увеличивалась — Олег и Валерий привозили еще более необычные головные уборы, и небольшой «Дом шляп» перестал вмещать все экспонаты.
Невоинственный фестиваль
— Конечно, мы хотели, чтобы в наш родной город приезжали туристы, чтобы о Вятских Полянах узнали в других городах, и чтобы город ассоциировался у всех с чем-то красивым, приятным, не воинственным. Но одного музея для этого мало, и у нас появилась идея провести большой фестиваль шляп, пригласить именитых модельеров, устраивать дефиле, модные показы, карнавалы, — объясняет Олег Уваров.
Идея появилась после того, как вятскополянцы съездили на главный фестиваль шляп Chapeau Caussade во Францию и познакомились с такими же «шляпниками» из других стран. Фестиваль Chapeau Caussade проходит с 1993 года — это главное событие для тех, кто интересуется модой и коллекционированием головных уборов.
В 2016 году в Вятских Полянах состоялся первый Фестиваль шляп: в город приехали модельеры и дизайнеры, специализирующиеся на головных уборах, сцену местного ДК переоборудовали под подиум, а центральные улицы на какое-то время перекрыли для торжественного шляпного шествия: гости и жители города сами делали головные уборы, а за самые необычные и оригинальные варианты в финале вручался приз зрительских симпатий.
Фестиваль стал ежегодным, каждый год — новая тема. В 2016 году это были сказочные герои, в 2017 — «Карнавал цвета», а в 2018 на фестиваль впервые приехали зарубежные участники, и организаторы придумали тему «Поля мира» — о головных уборах разных стран.
— Мы решили проводить «Карнавал цвета», чтобы город заиграл новыми красками. Сейчас люди часто выбирают себе серую или черную одежду, в итоге на улицах часто даже глазу не за что зацепиться, очень не хватает ярких красок в повседневной жизни. Яркие цвета — это ощущение праздника, и мы стремились через карнавал этот праздник городу подарить, — вспоминает московский театральный художник и идейный вдохновитель фестиваля Ирина Гончарова.
Любовь к ярким образам свойственна Ирине и в повседневной жизни: ее гардероб состоит из ярко-желтых, оранжевых или зеленых платьев и таких же ярких головных уборов. Когда для подготовки фестиваля она приехала в Вятские Поляны, это было похоже на визит тропической птицы в среднюю полосу России. Поначалу местные даже думали отказаться от ее затеи и выбрать какую-то менее провокационную тему. Но Ирина настояла на своем, и в 2017 году Вятские Поляны на несколько дней наполнились оранжевыми, красными, желтыми, зелеными цветами, и местные жительницы тоже достали из шкафов свои самые яркие наряды.
Самая большая шляпа
В России ничего подобного раньше не проводилось, и фестиваль быстро стал популярным. По официальным данным, в 2018 году Вятские Поляны во время фестиваля посетили более 10 тысяч человек. Это почти треть от населения города. Все пять гостиниц города были заполнены, и предприимчивые местные жители сдавали свое жилье приезжим; официантки в кафе с трудом успевали разносить заказы; а рыбаки предлагали водные прогулки по реке Вятке и даже готовили для туристов небольшие экскурсии.
Чтобы местные жители не восприняли наплыв приезжих в штыки, организаторы постарались вовлечь вятскополянцев в процесс организации фестиваля. Так, например, за полгода до фестиваля в Вятских Полянах объявили кастинг — каждый желающий мог попробовать выйти на подиум. Мастера отсмотрели все портфолио, выбрали себе моделей и сшили шляпы и костюмы именно для них. За несколько дней до фестиваля участники дефиле прошли базовое обучение и впервые вышли на подиум. В день показа в зале не хватало мест — помимо туристов, модельеров-участников фестиваля, на показ собрались родственники и друзья моделей.
Олег Уваров и Валерий Смолюк очень хотять превратить обычный моногород в шляпную столицу. Бизнесмены уже открыли гостиницу «Тиара» (по названию персидского головного убора), где на каждой стене висят картины с известными личностями в головных уборах. В городе появилось несколько шляпных арт-объектов. Самый большой арт-объект даже попал в Книгу рекордов России — в 2018 году для фестиваля сшили самую большую шляпу в стране. Это цилиндр из войлока около двух метров в высоту и пяти метров в ширину. Весит шляпа практически как мотоцикл или моторная лодка — 177 килограммов. Во время фестиваля и других городских праздников шляпу выносят на центральную площадь, а потом убирают, чтобы войлок не испортился из-за дождя.
После «Дома шляп» в городе открылись и другие музеи: сказочная резиденция помощницы Деда Мороза Девицы Метелецы, музей советского быта «Коммуналка». Появились и первые туры в Вятские Поляны, город начал презентоваться на крупных туристических выставках MITT и Интурмаркет, а в прошлом году получил гран-при Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2018 за лучшее городское праздничное событие.
Говорить о том, что в Вятских Полянах поменялась экономическая ситуация, рано. Обанкротившийся завод «Молот» по-прежнему остается главным работодателем, хотя количество рабочих мест на нем с каждым годом сокращается. С 2014 года Вятские Поляны — в списке моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Но несмотря на экономические трудности, местные уже с удовольствием называют Вятские Поляны шляпной столицей, которая не «прошляпит» свои возможности и у которой «все дела будут в шляпе».
Анастасия Обуденкова
Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!
----
Читайте также:
Копатели Чёрного острова
«Свадьба на семьдесят человек — это несолидно»
----
Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru