Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

#кинопросмотрено: хладнокровные мертвые не умирают в раскопках

Сама собой сложилась в сегодняшнем #кинопросмотрено легкая некрофильная тематика, взбудоражившая и заставившая критиков устроить непримиримый спор на кинематографической кухне. Швыряние попкорна в знак несогласия привело к огромному количеству противоречивых отзывов именно на эти ленты. Но не надо спорить там, где достаточно просто признать: есть фильмы не для всех. Особенное чувство юмора, умение читать скрытые метафоры и видеть двойное дно дано далеко не каждому. Итак, сегодняшняя подборка не понравится тем, кто ценит классику сочного и понятного экшена в жанрах боевика, ужасов и триллеров. Не понравится также и тем, кому в кино нужно четкое разграничение на добрых и злых, злодеев и героев — сегодня я эти рамки слегка раздвину, будет интересно!

«Мертвые не умирают» (комедия, ужасы), Джим Джармуш, США/Швеция, 2019

«Мертвые не умирают» гениального Джима Джармуша — фильм-открытие Каннского кинофестиваля этого года, номинант на золотую пальмовую ветвь, тут же разделил зал на два противоборствующих лагеря, но сорвал громогласные аплодисменты после неожиданно погаснувшего финального экрана, который полностью оправдал не один десяток раз повторенное героями: «это все плохо кончится».

В маленьком американском городке Центервилль всего 738 жителей, из них трое — полицейские Ронни (Адам Драйвер), Клиф (Билл Мюррей) и Минерва (Хлоя Севиньи). Они статично и вяло патрулируют улицы, на которых никогда ничего не происходит. Самое страшное преступление — это похищенная отшельником Бобом (Том Уэтс) у фермера-расиста Миллера (Стив Бушеми) курица. «Больше так не делай, это плохо кончится», — вкрадчиво и назидательно грозит Клиф бомжеватому Бобу, задавая ноту абсурда дальнейшим событиям фильма.

По радио играет мелодичная песня «Мертвые не умирают» (она будет саундтреком на протяжении всего конца света!), перебиваясь выпусками новостей о сошедшей с оси Земле и странных событиях по всему миру: внезапно увеличился световой день и вот уже полночь, а солнце даже не думает двигаться навстречу горизонту. Когда же все-таки город и жители засыпают, просыпается… нет, не мафия, а все когда-либо умершие жители Центервилля. Восстав из своих могил на кладбище, приволакивая ноги и гортанно рыча, они двигаются в сторону жилых домов, чтобы полакомиться плотью соседей. И все это кажется каким-то низкого качества и примитивного уровня бредом насмешника-режиссера, если бы не диалоги и внешняя невозмутимость наших главных героев. Они воспринимают зомби-апокалипсис как должное, берут в руки мачете и двустволки, объединяются с очень странной владелицей похоронного бюро Зельдой (Тильда Суинтон) и начинают крошить зомбаков самурайским мечом, отсекая головы некогда знакомым и друзьям.

Естественно, все это сопровождается бездной словесных и предметных аллегорий, отправляющих зрителя в параллели других фильмов, мировых политических событий, раздуваемых в прессе проблем и надуманных сложностей. В какой-то момент начинает казаться, что главные герои пишут свой независимый сценарий внутри фильма, заводя в такие дебри общественных скандалов, что невольно ловишь себя на страшной мысли: все происходящее на экране напоминает виртуальную реальность социальных сетей, где третья мировая война вполне может начаться из-за чьего-то неосторожного поста или высказанного мнения. Здесь зомби — это незнакомые пользователи площадок для выражения мыслей, набрасывающиеся на здравомыслящих людей с агрессией, категоричностью и желанием навязать свою «правду», диктующие, как правильно поступить и дающие навязчивые непрошенные советы. Чтобы стать зомби, нам не нужно смещать земную ось, достаточно просто выйти в интернет и полакомиться чьей-то живой плотью, выпотрошив собеседника до основания.

Одним словом, во всей этой смешной ахинее на самом деле есть философский смысл и боль автора за умирающую экологию и истощающиеся ресурсы земли, за поколение алчного бездумного потребительства. Мы будто бы все уже заочно мертвы, потому что каждый живет только своими проблемами и заботами, замкнувшись в тесном пространстве квартир, набитых всяким барахлом.

Позиция Джармуша в фильме: Мы испортили нашу планету из жадности. В известном смысле что-то делать на этой планете настолько поздно, что мне важнейшими кажутся самые простые вещи, такие как беседа или прогулка с кем-нибудь, или манера определенного облака проплывать мимо.

«Хладнокровный» (боевик), Фредерик Петижан, Франция, 2019

-2

Даже не смотря на низкий рейтинг, который скорее свидетельствует об осторожном отношении к дебютной режиссерской работе Фредерика Петижана, чем о содержательной части картины, смотреть «Хладнокровный» надо ради самого Жана Рено, сыгравшего в нем печальную главную роль.

Работу невысоко оценил привередливый зритель, привыкший к стремительности Жана Рено во всех предыдущих ипостасях. Но как можно отказать себе в удовольствии и восхищении от игры меланхоличного наемного убийцы Леона или сентиментального полицейского из «Васаби»? Жан Рено не станет отыгрывать плохой сценарий. Он любую картину способен наполнить неповторимым уникальным смыслом даже при полном отсутствии яростных и дерзких схваток, многоходовых сложных преступлений. И здесь хладнокровное кино удалось полностью — трагизма и переживаний расчетливого убийцы с замороженными нервами хватит с лихвой, будто бы Леон тогда не умер в финале, а выжил и спрятался где-то заснеженных горах, чтобы мы его наконец-то нашли.

Генри — наемный убийца, его разыскивает полиция нескольких штатов за очень плохие поступки (что логично для героического борца с преступностью методом отстрела), а он несколько месяцев прячется в холостяцкой хижине где-то глубоко в горах, куда даже егеря не ездят на снегоходах. Аскетичный образ жизни, отсутствие средств связи с внешним миром, потрясающего совершенства пушистые зимние пейзажи и стаи диких волков вокруг — что еще нужно уставшему мужчине в преклонном возрасте, чтобы с достоинством отойти от дел? Конечно же, в самый неподходящий момент абсолютной идиллии одиночества появляется женщина!

Вызывающе надменная Мелоди (Сара Линд) разбивается на мотосанях недалеко от спрятанной в лесах хижины. Генри будто бы случайно находит окровавленную девушку с фактически раздробленной ногой. Наш герой спасает ее от смерти, делая операцию подручными средствами, накладывая шины на поломанную ногу, выводя из воспалительного процесса, отпаивая чаем, но параллельно изучая, сканируя и делая неутешительные для обоих дедуктивные выводы матерого убийцы. Немой вопрос «кто ты такая и что здесь делаешь» витает в воздухе тяжелой подозрительностью прожженного тактика, приученного никому не доверять. Одно ясно точно: девушка в жизни киллера появляется не случайно, не известно только, в качестве клиента или исполнителя чьего-то заказа. Выпытать скрытый мотив у только что спасенного тобой же человека — задача не из легких. Мелоди очнется благодарной за спасение и какое-то время им вдвоем придется изучать друг друга и отвечать на массу неприятных вопросов, расковыривая раны прошлого и густо поливая кровью хрустально белый снег во дворе. При всей монотонности повествования и отсутствии бандитских разборок, финал станет обескураживающим и смертельно жестоким.

Урбанистика фильма:

— Не понимаю, как ты здесь живешь после города? Здесь же ничего нет!

— Если «ничего» — это никакого шума, загрязнений, машин и глупых людей, тогда да, здесь ничего нет. Но если присмотреться, ты найдешь тут все, что нужно для жизни.

«Раскопки» (детектив, драма), Энди Тохилл, Великобритания/Ирландия, 2019

-3

И еще одна дебютная полнометражка от Энди и Райан Тохилл, дающая в «Раскопках» свежий взгляд на привычные сюжетные линии, раскрывающая низменные сущности человеческой зависти. Мрачные болотистые пейзажи Ирландии, суровые жители отдаленных фермерских угодий, свои правила взаимоотношений и коммуникаций, жестокость, выдаваемая за правду, и ревность, прикрывающаяся любовью — тот набор впечатлений, с которыми придется познакомиться в фильме.

Ронан Каллахан возвращается в заколоченный отчий дом после 15 лет заключения. Он отсидел за убийство, которого не помнит. Выпив когда-то в баре, он поссорился с дочерью соседа Шона, но дальнейших событий не помнит. Очнулся утром весь в крови; предположили, что девушка убита, а тело закопано в болотах. Вину за содеянное преступник искупил сполна, но последовательность событий той ночи для него до сих пор одно сплошное темное пятно. Сосед Шон со своей младшей дочерью Робертой все эти пятнадцать лет безуспешно перекапывают торфяную пустошь, примыкающую к дому Ронана в поисках останков убитой. Убийца и жертва сталкиваются лицом к лицу не только с прошлым, но и с необходимостью помощи друг другу. О новой жизни не может быть и речи, пока не найдено тело и ответы на мучившие вопросы. Окружающие испытывают к Ронану весь спектр эмоций — от сочувствия и жалости до ненависти и презрения.

Похороненный заживо, убийца, вопреки всему, сойдется в беде с Шоном. Вражда между ними внезапно сплетется тонкими нитями одного — желания узнать правду о той ночи и вспомнить убийство. Параллельное выяснение отношений, переживание глубочайшего экзистенциального кризиса, совместные поиски приведут к раскрытию страшной и до кошмара банальной истины. В финале с головой накроет милосердной жалостью и невозможностью вынести всю эту трагедию, разрушившую такое количество жизней.

Лопата фильма:

— В глазах всех жителей города я — чудовище, вырвавшееся из клетки. Кто-то уже даже забыл, в чем дело и за что меня судили, но продолжает убегать, увидев меня на улице.

— Людям не нужна правда, им достаточно доброй сплетни из рассказа соседа, и они будут ей верить, как истине.

Дарья Невинская

Фото из открытых интернет-источников

Обзор на Млын.by