Ошибочно думать, что перспектива далека и сомнительна. Поправки в закон «Об электронной подписи» уже снискали одобрение профильного думского комитета. Впереди, на этой неделе, первое чтение в Госдуме.
Если законопроект будет принят, произойдёт, по сути, тихое, но полное «огосударствление» услуги получения российскими компаниями квалифицированных электронных подписей. А без последних в связи с медленной, но верной цифровизацией российской экономики никуда.
На рынке фактически останутся лишь два ведомства, удостоверяющие центры которых будут выдавать КЭП предприятиям и кредитным организациям. Это УЦ Федеральной налоговой службы и Банка России.
Если учесть, что доля услуг юрлицам в общем объёме услуг коммерческих удостоверяющих центров составляет сегодня более 90 процентов, несложно предположить, - весь альтернативный сегмент останется без клиентов.
К тому же законопроект ещё и усложняет требования к таким УЦ, в частности, к величине собственного капитала.
Мотив инициаторов поправок - растущая статистика нарушений, когда в налоговой отчётности фигурируют электронные подписи, полученные с использованием фиктивных документов.
Предпринимательские сообщества заняли позицию решительных оппонентов инициативы. Так, с просьбой вмешаться и не парализовать рынок к премьеру Медведеву обратились такие крупные игроки ритейла, как Metro Cash & Carry, X5 Retail Group и ещё более семидесяти компаний, объединённых в некоммерческое партнёрство.
Серьёзные, в цифрах, доводы «против» выдвинула ассоциация «Разработчиков и операторов систем электронных услуг».
Как поясняет президент ассоциации Юрий Малинин, в РОСЭУ считают, что издержки бизнеса на электронный документооборот, будь законопроект принят, ощутимо, на несколько десятков миллиардов рублей, вырастут.
К тому же, убежден эксперт, под дополнительной нагрузкой окажется и сам бюджет. Средства потребуются на доработку электронных систем, на упрочение инфраструктуры государственных удостоверяющих центров. Причём вливания будут и разовыми, и ежегодными.
Иными словами, бизнес-структуры, как это случается почти перед каждым ужесточением госрегулирования, побуждают правящую бюрократию к рациональности – пересчитать, не окажется ли целевая экономия бюджета меньше целевых трат из него же?
А ещё бизнес не без оснований опасается, что новации приведут к росту размера госпошлины. Произойдёт очередное увеличение хозяйственных издержек предпринимателей всех сфер рынка, что никак не вяжется с расхожими лозунгами властей о поддержке бизнеса.
Резонно прокомментировал новость телеканалу ПРО БИЗНЕС член Экспертного совета по цифровой экономике при комитете Государственной Думы, адвокат Алексей Синицын. Законопроект, отметил он, предусматривает существенное повышение требований к удостоверяющим центрам. Увеличивается минимальный размер собственных средств с 7 миллионов до 1 миллиарда рублей. Кроме того, авторы инициативы хотят увеличить минимальный размер финансового обеспечения удостоверяющего центра и уменьшить максимальный срок аккредитации.
По всему, ожидают, что такое нововведение приведет к уменьшению количества удостоверяющих центров, повышению качества их работы и сокращению количества мошеннических действий с использованием электронной подписи.
С такой позицией, продолжил юрист, трудно согласиться. От ужесточения нормативных требований эффект будет скорее отрицательным, чем положительным. Нельзя все те удостоверяющие центры, у которых нет миллиарда, приравнивать к мошенникам и выдавливать с рынка. Все это может привести к монополизации сегмента крупными игроками со всеми вытекающими последствиями.
Однажды один известный эпатажный миллиардер уже сказанул - у кого нет миллиарда, могут идти в одно место. И теперь вот опять?..
Существуют, напомнил Синицын, более гибкие правовые механизмы борьбы с «цифровыми» мошенничествами вокруг подписей. Например, для защиты недвижимости от незаконного перехода права собственности с использованием цифровой подписи был внесен законопроект, согласно которому переход прав собственности будет возможен только при условии, если собственник заранее заявил в Росреестр о возможности именно электронной подачи документов.
Так есть ли альтернатива у предлагаемых поправками решений? Выяснилось, что есть. Сенатор от Саратовской области Людмила Бокова, опираясь на поддержку предпринимателей, разработала параллельный законопроект, в котором хотя и ужесточаются требования к удостоверяющим центрам, но отсутствует перспектива монополии государства на выдачу сертификатов.
Телеканал ПРО БИЗНЕС проследит за тем, чья аргументация возьмёт верх.
Подготовила Ирина Нефедова