Трейлеры к нашумевшему "Ведьмаку" оставили противоречивое впечатление. С одной стороны, снято было красиво, обещаний было дано немало, а вселенная Ведьмака переживает всплеск популярности. С другой же стороны, до выхода сериала оставалось только гадать, насколько глубоко пустят в нём корни мода на доение фанатов раскрученных франшиз откровенной халтурой и вездесущая толерантность. Печальный пример новых "Звёздных войн", снимаемых по принципу "вот у нас негр, вот сильная женщина, добавим огромное количество спецэффектов и компьютерной графики, экшен для вязкости, сюжетных поворотов из оригинальной трилогии сверху, заморачиваться с сюжетом и персонажами мы, конечно, не будем, но смотрите, как красиво и толерантно!", и финала "Игры Престолов", о котором я и так много говорил, убивают веру в достойное продолжение или адаптацию легендарных произведений.
Для начала рассмотрим первую серию. Она охватывает события рассказа "Меньшее зло" и резню в Цинтре, и таким образом пропускает истории с упырицей и Нивелленом, а также пятнадцатилетие Паветты. Первые два приключения, хоть и увлекательны, не имеют отношения к основному сюжету, а вот эпическая вечеринка в Цинтре имеет куда большую сюжетную ценность.
Итак, Геральт убивает кикимору и везёт к блавикенскому войту Кальдемейну. По пути заходит в таверну, где, преждевременно относительно первоисточника, знакомится с Ренфри и её обаятельными подручными. Вместо Кальдемейна, от которого в сериале осталось только упоминание, ведьмака встречает его дочь Марилька. Она не только повзрослела, но и стремится в сильные и независимые женщины ™: просит Геральта взять её с собой и сделать ведьмачкой. Да и крысу вилкой, оказывается, убила она. Марилька утверждает, что отец за кикимору не заплатит, так как кикиморы полезны "от перенаселения". Какие могут быть проблемы с перенаселением в небольшом средневековом городке, понять не удалось.
Марилька отправляет Геральта к чародею Ириону, у которого она, оказывается, на побегушках. Под именем Ириона, как и в книге, проживает приватизировавший его башню Стрегобор. С Геральтом он не знаком, поэтому не пускается в долгую беседу, а сразу переходит к вопросу Ренфри.
Тем временем начинается линия Цири. Ну или не "Тем временем" - по книгам между эти события разделяло не меньше десяти лет, а в сериале разница во времени остаётся непонятной. Цири играет на улице, откуда её забирают во дворец на церемонию посвящения в рыцари. Не её посвящения, просто для присутствия.
Смуглая и черноволосая королева Калантэ принимает присягу новоиспечённых рыцарей, а Эйст Турсеах отпускает сальные шуточки, чем раздражает Цири. Калантэ, несмотря на явный мискаст, в своей роли довольно убедительна.
Возвращаемся к Геральту. Стрегобор в сокращённом виде рассказывает о жертвах Проклятия Чёрного Солнца пророчестве о возвращении Лилиты и лично о Ренфри, которую считает крайне опасной. Геральт недоволен убийством мутанток, но Стрегобор объявляет это меньшим злом. Геральт произносит свою знаменитую (но, к сожалению, тоже сокращённую) речь о большом и меньшем зле и уходит.
В Цинтре обсуждают возможную войну с Нильфгаардом. Подошедший чёрный рыцарь (нет, не в смысле "сохраняющий инкогнито") приносит чёрную весть: нильфы уже на подходе, и война неизбежна.
Идя через лес, Геральт встречает Ренфри. Девушка вкратце рассказывает о своих злоключениях, сводя всё к тому, что меньшим злом будет убийство Стрегобора. Геральт считает, что убийство людей только подтвердит худшие опасения мутантоненавистников, поэтому отказывает и ей, предложив забыть о мести и начать новую жизнь.
Начинается битва в долине Марнадаль, и битва эта настолько убога, что даже Битва Бастардов и битва за Винтерфелл из "Игры Престолов" по сравнению с ней не кажутся таким уж днищем. Две беспорядочные толпы бегут навстречу друг другу и начинают хаотично рубиться. Первая линия цинтрийцев состоит из редкой конницы, которой было бы куда разумнее ударить во фланг, все остальные войска обеих сторон- сплошная пехота. Ни о каких боевых построениях, манёврах, поддержке лучников и метательных орудий речи не идёт.
Цинтрийцы радуют вполне историчными миланскими доспехами, шлемами-бургиньотами и бацинетами, оружие тоже вопросов не вызывает. И это единственный светлый момент во всей битве. Нильфгаардцы напоминают орду толкиновских орков, облачённых в не имеющие смысла и исторических аналогов бронежилетки из кожи с жопы дракона, а вооружены жутковатыми мечами, зазубренными с одной стороны. Щитов нильфам совсем не завезли, да и у цинтрийцев щиты попадаются не чаще чем у каждого десятого.
- Шоураннер Лорен Хиссрич объяснила всратость нильфгаардских доспехов тем, что армия Нильфгаарда, в отличие от опытных цинтрийцев, состоит из оборванцев-призывников, которых пока не удалось подготовить и снарядить как подобает. Уж лучше бы промолчала, ибо это объяснение даже бредовее самих доспехов. Разберём по пунктам:
- В книгах Нильфгаард был развитой империей и обладал крупной, серьёзно подготовленной и оснащённой армией, которая представляла немалую угрозу для всех королевств Севера. Да, в сериале допустимы расхождения с книгой, но как, блин, сериальные нильфы будут кошмарить Север, если вместо отлаженной военной машины у них толпа кое-как обученных новобранцев?
- Что, в таком случае, мешало нарядить нильфгаардцев в реалистичные доспехи эконом-класса? Кольчуги там, стёганки, кожаные доспехи (настоящие кожаные доспехи, а не этот позор).
- Большая часть нильфгаардской армии вооружена мечами, причём широкими и с зазубринами на одном из лезвий. Но вообще-то мечи были элитарным и статусным оружием, которое простому пехотинцу было не по карману. Это всё равно, что ходить в рванье, но с последним айфоном. К тому же эти бесполезные зазубрины усложняют изготовление меча, что приводит к увеличению его цены. Не тянут такие мечи на оружие новобранцев-оборванцев.
- Нильфгаардцы в бою проявляют себя не хуже профессиональных солдат Цинтры.
- Кагыр носит такие же доспехи. Дела в Нильфгаарде настолько плохи, что даже граф и личный порученец императора не может себе позволить доспех поприличнее?
Цири сидит в замке под присмотром Мышовура и рыцаря Лазло. Она нервничает оттого, что от Калантэ уже второй день нет вестей. Мышовур её "успокаивает" рассказом о девах, запертых чародеями в башнях, что перекликается с историей Стрегобора и Ренфри. Потом он заявляет, что какой бы ни была участь Калантэ, с Цири всё будет хорошо.
Калантэ и Эйст лихо рубятся в первых рядах (в переносном смысле, потому как никаких "рядов" в этой неразберихе не наблюдается). Пешими. Без щитов. Эйст даже шлем продолбал. Дела идут неважно, и Калантэ интересуется, где корабли Скеллиге. Один из рыцарей сообщает, что их разбил шторм. Постойте-ка, а нельзя было прояснить этот момент до начала битвы? Или ему только что СМС пришла?
Эйст ловит глазом стрелу и отправляется в рай для идиотов, воюющих без щита и шлема. Калантэ снимает собственный шлем и бросается рыдать на остывающем теле супруга. Никто из нильфов не догадывается тюкнуть её по темечку и отправить вслед за Эйстом. На горизонте эпично маячит Кагыр, на коне и с луком (о как!). Эпично в том числе потому, что его доспех с такого расстояния не разглядеть.
Цинтрийцы разгромлены, раненая Калантэ укрывается в замке и прощается с Цири. Нильфы ломятся в ворота, которые защищает магией Мышовур.
Геральт говорит Плотве, что ведьмак не должен влезать в чужие разборки, и рассказывает историю о том, как спас девочку от насильника. В книге эту историю он рассказывал Иоле, однако из Плотвички собеседница вышла не хуже, чем из молчаливой жрицы. Тут появляется Ренфри. После обмена парой фраз о нейтралитете Геральта она сообщает, что решила оставить Стрегобора и уехать. Затем рассказывает, как мать гладила её по голове, и они с Геральтом немедленно предаются страсти. Этот момент, на мой взгляд, выглядит натянуто и неестественно, так как в книге ему предшествовал намного более глубокий и проникновенный диалог.
Нильфгаардцы поливают ворота цинтрийского замка градом горящих стрел. Видать, специально для этого их экономили в недавней битве, где был сделан ровно один выстрел. Защитная магия подаётся, и Мышовур бежит к Калантэ. Королева произносит загадочные слова "он в сторожевой башне". Друид отвечает, что "Предназначение ещё может сыграть за нас". После этого Калантэ говорит чёрному рыцарю Данеку "время пришло". Рыцарь уходит, и стража закрывает за ним двери.
Нильфы вовсю беспредельничают в городе, а Калантэ не перестаёт грузить Цири. Она говорит, что "когда придёт время, надо остановиться" и рассказывает о зверствах нильфгаардцев. К ним подходит Мышовур и сообщает, что "он исчез". Калантэ не отвлекается от поучения внучки: "перед лицом неизбежного хороший правитель должен идти путём сострадания". Договорив, королева приказывает Лазло вывести Цири из города. Цири возражает и подкрепляет свою позицию магическим воплем, но Калантэ предрекает, что та ещё спасёт мир. Цири соглашается уйти, и Калантэ напоследок просит её найти Геральта из Ривии. Отослав Цири и Мышовура, раненая королева остаётся одна.
Данек делает своё чёрное дело: разносит гостям Калантэ яд, чтобы тем не пришлось мучиться в руках нильфов. Сама Калантэ, собравшись с силами, прыгает из окна.
Лазло и Мышовур выводят Цири из замка. Мышовур отделяется от них, а Цири не может понять, зачем она нильфгаардцам. Их преследует Кагыр и метким выстрелом на скаку убивает Лазло. В какой Монголии этот джигит тренировался?
Геральт продолжает предаваться страсти с Ренфри. Та предрекает, что ведьмак будет стоять на рынке весь в крови, не зная, правильный ли выбор сделал, и его побьют камнями. Потом добавляет, что лесная дева - его Предназначение.
Это было сном. Геральт просыпается в одиночестве, и, вспомнив слова из сна, идёт на рынок, где его встречает банда Ренфри. Добры молодцы говорят, что Ренфри у башни Стрегобора с Марилькой, а Геральту она велела передать, что надо выбрать меньшее зло. Полуэльф-полунегр Киврил начинает махач выстрелом из арбалета, который ведьмак умело отбивает.
Далее следуют несколько секунд отборной мясорубки, в ходе которых Геральт смачно умножает Ренфриных молодцев на ноль. Процесс умножения расходится с книжным описанием, но поставлен грамотно и зрелищно, ведьмачьи способности отражены убедительно. Момент с перехватом меча за клинок, засветившийся ещё в трейлере, вызвал немало вопросов, но на самом деле ничего страшного в нём нет: место, за которое держится Геральт (по-умному - пята клинка или рикассо) не затачивалось и предназначалось в том числе и для захвата рукой.
Но и в этой сцене есть непонятки. Во-первых, Геральт держит меч обратным хватом. Будь он обычным человеком, не смог бы нормально сражаться, но так как он ведьмак, скорее всего ограничился лёгким дискомфортом. А во вторых, двое головорезов ( в том числе тот самый, с которым Геральт скрещивает мечи на скрине выше) вооружены римскими гладиусами. Это сильный анахронизм, к тому же гладиус предназначен для действий в плотном строю и неудобен для бесщитового фехтования.
Появляется Ренфри, держащая в заложниках Марильку. Каждый стоит на своём, поэтому краткие переговоры ни к чему не приводят и в дело идут мечи. Происходит короткая красивая схватка. Несмотря на преимущество Геральта, Ренфри не собирается отступать и не оставляет ему другого выхода, кроме её убийства. Она умирает на руках ведьмака и напоследок бормочет "лесная дева будет с тобой всегда, она - твоё Предназначение".
Кагыр увозит Цири из горящей Цинтры. Княжна начинает магически вопить, вырывается и убегает, попутно обрушив подвернувшуюся башню и разверзнув землю. Хм, если эта Довакинша криком рушит башни, почему Кагыра только оглушила?
На место устроенного Геральтом побоища приходит Стрегобор и зовёт Марильку, чтобы забрать тело Ренфри для вскрытия. Возникает вопрос, чего тогда Марилька жаловалась на скуку и рвалась в ведьмаки, если ажс чародеем работает? Геральт не позволяет прикасаться к Ренфри, и тогда чародей обвиняет его в резне. Собравшаяся толпа немедленно заводится и забрасывает ведьмака камнями. Марилька, как и её отец в книге, говорит Геральту уходить и не возвращаться. Так Геральт и поступает.
В итоге серия получилась неплохой. Генри Кавилл хорошо справляется с ролью Геральта и отторжения не вызывает. Другие актёры тоже играют на уровне. Негры, конечно, смотрятся неуместно, но без них сейчас западные сериалы не снимают, а тут они хотя бы на эпизодических ролях, и это, как ни крути, то самое меньшее зло.
Заварушка в Блавикене вышла вполне в духе книги. Серьёзный недостаток в ней, пожалуй, только один: пророчество Ренфри, лишний (действительно лишний) раз намекающее на связь с Цири, да ещё и не лучшим образом. Ну какая она, во имя Мелитэле, лесная дева? Ещё хуже пророчество про рынок, заменяющее вполне логичную беседу с Кальдемейном.
Линия Цинтры заметно слабее. Она содержит мало событий, а битва там и вовсе худшая из всех, какие мне доводилось видеть. Армия Нильфгаарда показана полнейшим дном, а ведь так хотелось узреть её во всей мощи, описанной паном Сапковским.