Если вы впервые в метро
Особенности и негласные правила московского метро
Расскажу вам коротко о том как пользоваться метро в славном городе Москва
Как выглядит вход в метро
Войти в метро можно через наземный или подземный вестибюли. У разных станций по-разному.
Наземные вестибюли выглядят как отдельно стоящие архитектурные сооружения самых различных стилей и дизайна. Разнообразие неудивительно, ведь первые вестибюли появились еще в 30-х годах прошлого века, а последняя станция была открыта осенью 2018 года.
Так выглядят вестибюли бывших конечных станций первой линии московского метро - Сокольнической.
В полнофункциональном наземном вестибюде расположены и кассы и вход на эскалаторы или лестницы. Подавляющее же большинство современных наземных вестибюлей представляет собой лишь архитектурно оформленный проход к лестницам или эскалаторам, которые ведут вниз на следующий уровень к кассовому залу и далее вниз к платформенному залу с перронами (его называют тоже подземным вестибюлем).
Наземные входы некоторых станций метро находятся внутри административных или жилых зданий, например, станция Проспект Мира Кольцевой линии.
Некоторые станции метро вообще не имеют офомленного входа, а строятся как единое целое с подземными пешеходными переходами. Перед таким переходом-входом обязательно есть знак метро - буква "М". Так построено большинство станций на Калининской (желтой) линии - Новогиреево, Перово, Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Площадь Ильича, а также многие другие станции на различных ветках. Это объясняется невозможностью вписать дополнительное здание в плотную городскую застройку.
Где бы ни был расположен вход в метро, перед ним обязательно есть знак -"М" визитная карточка метрополитена.
Будьте внимательными перед стеклянными вестибюльными дверьми. Они имеют маятниковый механизм, позволяющий самопроизвольно закрываться, иногда с большой силой. Придерживайте двери после прохода, чтобы они не ударили позади идущих людей.
Проход через турникеты
Попасть в метро можно только через турникет. Приложите билет любой стороной к желтому кругу на передней панели, дождитесь ответного сигнала, в виде загоревшегося зеленого кружка, и спокойно идите через открывающиеся дверцы. Если вместо зеленого кружка загорается красный, то это означает, что пройти вы не можете, так как все поездки уже израсходованы. Одновременно на мониторе под кружками высвечивается оставшееся количество поездок. Если на табло загорается цифра 0, проходите через турникет, но это ваша последняя поездка по данному билету - больше поездок нет.
Если вы планируете пользоваться метро в течение нескольких дней или недель, то выгоднее купить билет на несколько поездок. Это может сократить стоимость почти в два раза. Если вы путешествуете группой, то купите один билет на всех и проходите по очереди. Билет можно передавать друг другу до тех пор, пока не пройдет последний из группы, а можно оставить у одного человека, который, пропустив всех по очереди, идет последним. Главное, соблюдать простое правило - упорядоченность прохода:
- прислонить карточку,
- дождаться зеленого сигнала,
- пройти,
- дождаться красного сигнала,
- прислонить карточку,
- дождаться зеленого сигнала,
- пройти,
и так далее.
Багаж при проходе через турникет, надо плотно держать рядом с собой. Чемоданы на колесиках должны быть как можно ближе к телу. Старайтесь не допускать зазоры между собой и вашими вещами, иначе датчики турникета определят два объекта вместо одного и сработают на закрывание дверок.
Если вы предполагаете затруднения при проносе багажа черех турникет, подойдите к служащей (обычно они сидят в будке рядом или ходят поблизости). После оплаты прохода она разрешит пронести багаж, минуя турникет через специальный проход. На некоторых станциях установлены турникеты с расширенным проходом.
Как пользоваться эскалатором
Пассажиру впервые попадающему в метро и ни разу в жизни не пользовавшемуся эскалатором, это может показаться проблемой. В действительности же, если соблюдать несколько простых правил, движение будет абсолютно безопасным и даже забавным.
1) При входе на эскалатор обязательно освободите правую руку от вещей и возьмитесь за поручень одновременно с шагом вперед на ленту. Если у вас в левой руке есть багаж, спокойно поставьте его на ступеньку ниже или выше себя. Обычно пассажиры стоят друг от друга через одну или две ступеньки и проблем обычно не возникает. Сбоку от себя, то есть слева или справа вещи ставить нельзя, так как вы будете загораживать проход по левой части ленты эскалатора. Правила метрополитена запрещают ставить что-либо на ступени вообще. Но пассажиры зачастую нарушают эти правила, особенно если багаж тяжелый.
При входе на эскалатор не торопитесь, старайтесь, чтобы перед вами было достаточно свободного места (одной ступени хватит). Так вам будет удобнее сходить с эскалатора, не наступая впереди идущему пассажиру на пятки.
2) При спуске (подъеме) с экалатора, за несколько метров до выхода с него, возьмите багаж в руки. Желательно держать его приподнятым, чтобы он не застрял. Спокойно шагните с эскалатора на неподвижный пол и не задерживаясь пройдите вперед. Остановка сразу после схода с эскалатора недопустима - вы должны дать место для схода пассажирам едущим сразу за вами.
3) Ступени эскалатора представляют собой очень мелкую решетку. Эта конструктивная особенность может привести к застреванию очень тонких каблуков-шпилек женской обуви. Избегайте одевать обувь со шпильками в первое время пользования метро. Зонт трость также не обязательно втыкать в ступени. Можете вовремя его не вытащить.
Метро в часы пик
Метро является самым удобным и быстрым средством передвижения в Москве. Однако комфорт оставляет желать лучшего, особенно утром и вечером, когда люди спешат на работу или учебу и обратно. В часы пик (7.30-9.30 и 17.30-19.30) пассажиропоток увеличивается в разы. Иногда приходится идти в очень плотном потоке людей, и не всегда удается сесть в первый подошедший поезд. Если уж вам "посчастливилось" попасть в метро в эти часы, будьте готовы к толкучке.
Перед входом на эскалатор может собраться значительная толпа. Медленно продвигаясь вместе с другими людьми к эскалатору, выходу или на перрон все же старайтесь не толкаться и не подпихивать впереди идущих людей. Если вы планируете стоять, а не идти по эскалатору, держитесь правее - левая сторона эскалатора предназначена для прохода.
В часы пик:
Самыми загруженными станциями метро в часы пик (и не только) являются привокзальные станции и некоторые конечные. В этом списке лидируют "Выхино" Таганско-Краснопресненской линии и "Комсомольская" Кольцевая. Также очень загружены станции Щелковская (наличие автвокзала), ВДНХ и Юго-Западная. Отсюда отправляется много автобусов в отдаленные от метро спальные районы и в область.
Если у вас есть возможность, планируйте маршрут таким образом, чтобы попасть в метро в другое время.
На фотографии ниже изображен вход на эскалатор в часы пик. Несмотря на кажущуюся толчею и неупорядоченность движения, пассажиры, придерживаются негласных правил безопасности, выработанных практикой - не толкаться, не напирать, при входе на полотно эскалатора вставать справа, проходить слева. Ведь в данной ситуации несчастный случай с одним человеком может повлечь за собой лавину падений и давку. Вы можете быть уверены, что даже при таком скоплении народа перед входом, вам дадут возможность спокойно встать на ленту и поставить вещи.
На платформе и в поезде
Сойдя с эскалатора вы попадете в подземный вестибюль, в самом начале которого висит указатель "К поездам до станций" разделенный на две части с указанием станций. Так вы поймете на какую платформу вам надо идти - левую или правую.
На перроне найдите свободное место и ждите поезда, не подходя к краю платформы за ограничительную линию. На недавно построенных станциях метро ограничительная линия начинает светиться при приближении поезда, предупреждая об опасности.
На некоторых платформах стоят скамейки на всем протяжении, на других - только в начале и конце.
На стене перрона также есть список станций по направлению движения поезда с указанием пересадок. Так что можете до прибытия поезда еще раз убедиться в правильности выбора платформы.
По прибытии поезда подождите, пока из вагона выйдут люди. На практике часто бывает, что последние пассажиры еще не успели выйти, а ждущие на перроне уже стараются зайти, и таким образом возникает небольшая давка. Не стойте напротив открывающихся дверей поезда, иначе выходящие люди, чтобы освободить себе проход могут далеко оттеснить вас от поезда.
Иногда имеет смысл дождаться следующего поезда, чтобы не толкаться, тем более что интервалы движения поездов маленькие, полторы-две минуты в часы пик и даже меньше. Двери у поезда закрываются автоматически, будьте осторожны.
Зайдя в вагон, не останавливайтесь, даже если вам выходить на следующей станции - дайте возможность другим пассажирам тоже зайти. И уже после того, как все зашли и поезд тронулся, можно подумать и о выходе (если вам нужна следующая станция, конечно). Спросите стоящих перед вами пассажиров, выходят ли они на следующей. Если да, то продвигайтесь по мере их движения. Вполне возможно, что выходят многие и вам вообще не о чем беспокоиться.
Выйдя из поезда, не останавливайтесь, даже если не знаете куда теперь направляться. Вместе с потоком пассажиров продвигайтесь к центральному проходу вестибюля, где висят все указатели. Когда схлынет поток выходящих пассажиров, вы сможете спокойно оглядеться, изучить информацию на указателях и понять, куда идти.
Как сделать пересадку на другую линию
Большинство пересекающихся линий метро связаны друг с другом переходами. Переходы соединяют, как правило, две, иногда три линии. Все станции на таком узле могут называться одинаково, как например, Курская, или по-разному - "Таганская" и "Марксистская".
Есть даже один узел связывающий целых четыре ветки метро, состоящий из переходов между станциями "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский Сад" и "Библиотека им. Ленина". Это самая крупная пересадка в московском метрополитене.
Существуют три вида пересадок на другую линию. Они различаются расположением перехода, по которому можно добраться до другой ветки.
- переход (лестница или эскалатор) в торце зала,
- переход (лестница или эскалатор) в середине зала,
- кроссплатформенные пересадки - как видно из названия, на одной платформе перроны принадлежат разным веткам.
Чтобы понять, куда вам надо идти, нужно внимательно изучить указатели, которые висят в центральном проходе подземного вестибюля. Давайте посмотрим на основные указатели и разберем, что они означают.
Научитесь правильно воспринимать информацию на указателях и вы легко найдете нужный переход.
Чтобы заранее сориентиовать пассажиров относительно места и способах перехода, на этом сайте в разделе метро в подразделе линии метро указан список всех пересадочных станций каждой ветки. Кликнув на нужную станцию вы увидите подробную схему пересадки, как например, здесь
Особую сложность представляют кроссплатформенные пересадки, запутаться в которых может и опытный пассажир. На одной платформе таких станций расположены пути двух разных веток.
Где купить билет на автобус, троллейбус, трамвай или метро
Метро
Билеты на метро можно купить:
- кассы метрополитена в вестибюлях станций метро;
- билетные автоматы в вестибюлях станций метро;
- автоматизированные кассы Мосгортранса (единый, "Тройка" и "90 минут");
- неавтоматизированные кассы Мосгортранса ("90 минут");
- у водителей наземного транспорта ("90 минут").
Наземный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай
Билеты на наземный транспорт можно купить:
- кассы метрополитена в вестибюлях станций метро (единый, "90 минут", "Тройка");
- билетные автоматы в вестибюлях станций метро (единый на 1-2 поездки);
- автоматизированные кассы Мосгортранса (ТАТ, единый, "Тройка" и "90 минут");
- неавтоматизированные кассы Мосгортранса (ТАТ, "90 минут");
- у водителей наземного транспорта (ТАТ, "90 минут").
О чем говорят указатели в метро
Указатели московского метро информативны и логичны. Если следовать их рекомендациям, то в метро не заблудишься.
Давайте рассмотрим самые характерные указатели, которые встречаются на всех станциях.
В кассовом зале метро вы всегда найдется схему всего метрополитена.
При входе в метро обязательно висит список станций этой линии. Если вестибюль объединенный для станций двух или даже трех линий, будут подробные указатели, куда вам надо идти, чтобы попасть на свою линию.
Как только вы спускаетесь по эскалатору или лестнице в платформенный зал, сразу встречаете указатели с информацией о том, в каком направлении идут поезда:
На многих станциях выход в город не один, а два - с каждого конца вестибюля. Поэтому в центре вестибюля висят вот такие указатели, которые помогают пассажиру определиться с выходом.
А вот такой указатель говорит, что выход в город только направо. Разделительная полоса между улицами подсказывает, что в какой-то момент вашего движения путь разделится на два. Вам придется сделать выбор: или в сторону Триумфальной площади или в сторону 1-й Тверской-Ямской улицы. Когда вы дойдет до раздвоения пути, также будут указатели со стрелками. Но сейчас -только направо.
Вот такие напольные указатели. Лишний раз подскажут, правильно ли вы идете. Иногда бывают настолько затоптаны, что трудно различить надписи. А при большом скоплении людей и вовсе не видны. Роль у них вспомогательная. Они обязательно продублированы подвесными указателями. Такие подсказки под ногами есть лишь на немногих станциях.
Наклейка на Курской. Такую не сотрешь запросто ногами.
Указатели с надписями "Посадки нет" и "Прохода нет" висят соответственно на конечных станциях и в местах временно или постоянно закрытых для прохода.
В самом вагоне на стенах наклеены схемы линий метрополитена, а над дверью горит электронное табло с маркерами станций и пройденном пути. Кроме того, дикторы объявляют о приближении к станции и о возможных пересадках.
На каждой станции стоят красно-синие стойки экстренной связи - на них есть интерактивная схема метро, можно узнать режим работы станций, а также в случае необходимости сообщить экстренную иформацию.
Ну и, конечно, дежурные по станции и другие пассажиры тоже могут вам помочь. Не стесняйтесь, спрашивайте.
Время работы метро
Московское метро работает с 6 утра до 1 часа ночи плюс минус несколько минут. Более точно узнать о времени работы можно на странице конкретной станции метро, кликнув на значок на карте. Такая информация есть при входе на каждой станции и в стойке эксренной связи, которая стоит в каждом вестибюле.
Если вы успели попасть в метро до часа ночи и сесть на последний поезд, вы можете быть уверены, что он довезет вас до нужной станции. Допустим, вы садитесь на Щелковской на последний поезд в час ночи, и он довезет вас до конечной Пятницкое шоссе примерно через час. На часах будет уже два часа ночи.
Пересадку также можно совершить до часа ночи. После этого времени отключаются эскалаторы.
Главное - успеть на последний поезд нужного направления!
Самые сложные станции московского метро
Московский метрополитен имеет достаточно простую схему и несложную организацию движения. Вся подземная сеть состоит из радиальных линий, пересекающихся между собой и кольцевой линии. Многие линии связаны друг с другом при помощи переходов.
На каждой линии есть два пути, по которомуу движутся поезда один - "туда", а другой - "обратно". В залах метро имеются простые и понятные указатели перехода на другую линию или выхода на поверхность.
Однако есть несколько станций со сложными или нетипичными схемами переходов. К ним относятся самый большой пересадочный узел московского метро "Библиотека имени Ленина" - "Арбатская" - Боровицкая" - "Александровский Сад", а также несколько станций с кроссплатформенными пересадками.
"Библиотека имени Ленина" - "Арбатская" - Боровицкая" - "Александровский Сад"