На картине блестящего русского портретиста конца XVIII века Дмитрия Левицкого запечатлен 56-летний Александр Суворов. Прославленный полководец тут не слишком похож на себя, точнее — на того Суворова, каким мы привыкли его себе представлять. Неужели глаз и рука подвели академика Императорской академии художеств, признанного мастера парадного портрета?
Возможно, наше понятие о наружности знаменитого военачальника не соответствует тому, каким он был на самом деле, ведь никто не знает, какого роста был Суворов — не сохранилось ни одного его мундира, не говоря о точном изображении. Художникам полководец позировал неохотно, натурные портреты можно пересчитать по пальцам, да и авторами чаще всего были живописцы второго, а то и третьего ряда.
В 1786 году Левицкий получил заказ на серию портретов кавалеров ордена Святого Владимира, учрежденного Екатериной II в 1782 году. Суворов был представлен к этой награде одним из первых летом 1783 года — «за присоединение разных кубанских народов к Российской империи».
На портрете видны всего две награды: вышеупомянутый орден Святого Владимира первой степени и орден Святого Георгия второй степени, пожалованный Суворову за взятие турецкой крепости Туртукай. Награды и титулы за победы при Фокшанах и Рымнике, взятие Измаила и Варшавы, героический Швейцарский поход он получит позднее.
Что касается растиражированного в школьных учебниках образа полководца, то все началось с портрета кисти саксонского художника Иоганна Генриха Шмидта. Он написал Суворова в 1800 году в Праге, тогда полководцу было почти 70 лет. Именно с этого портрета было сделано множество списков, авторы которых нередко омолаживали Суворова и почти всегда «переодевали» его из австрийского мундира в российский, заодно меняя коллекцию многочисленных наград.
Левицкий написал портрет на 14 лет раньше Шмидта, и, скорее всего, именно с холста в Музее Тропинина на нас смотрит настоящий Суворов.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!