Найти тему
Слово Славы

Телефон недоверия

Редкий спектакль проходит без клоунады в зрительном зале. По уже сложившейся поколениями традиции, когда записанный голос до хрипоты просит выключить мобильники, в самый трагический момент постановки вполне буднично звучит всем знакомая мелодия. И вот неожиданность – на опере «Телефон.Медиум», хотя название располагает, никто из внесценических персонажей никому не звонил. Но тут в ход пошла тяжёлая артиллерия: дама с птичьим гнездом на голове добавила сюра в и без того трагикомичное повествование. Но о ней я расскажу ниже.

Дебютная оперная постановка Александра Молочникова на камерной сцене Большого театра идёт уже несколько месяцев, но несмотря на всю свою хайповость, почему-то для широкой театральной публики осталась почти незамеченной. А может, в потоке громких премьер и фестивальных показов её предусмотрительные зрители оставили на сладкое, а именно, на лето, когда в большинстве театров наступает вынужденная сиеста.

Сценаграфия Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой, содеиняющая футуристику и архаику, - одно из достоинств постановки
Сценаграфия Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой, содеиняющая футуристику и архаику, - одно из достоинств постановки


Главное достоинство постановки – её лёгкость. Две послевоенные оперы Джанкарло Менотти – легкомысленная «Телефон» и детективная «Медиум» - помножены на футуристическую фантазию Молочникова. Истории переплетены настолько, что только благодаря программке можно понять, где заканчивается Люси и начинается Моника (Екатерина Ферзба). Партии Бена и Тоби, которые исполняет Василий Соколов, также существуют неразрывно друг от друга, но при этом в двух лицах – немого юноши на кресле-каталке, который, как рыба открывает рот, и поющего за него робота.

Именно история с андроидом становится соединительной тканью постановки. Правда, ожидаемого восстания машин не происходит, терминатор не вырывается на волю и не начинает жечь всех напалмом. Хотя намёк на некую самостоятельность персонажа есть, когда робот забирает у бездыханной мадам Флоры перчатку с пультом собственного управления. Но, видимо, мало одной только возможности быть свободным, нужна еще и воля. А её у героя Матвеева нет и в помине, поэтому роль вышла такая – подай, поднеси, спой, ой, задолбал, иди убей себя об стену. И это не фигура речи.

Главной героиней объединённой оперы становится Баба. В титрах предусмотрительно проставили ударение на последний слог. Однако это не мешало мне всю дорогу мысленно возвращать его (ударение) на место.

В героине Виктории Преображенской мы видим палитру неприглядных женских качеств. Она подозрительная, заигрывающая, властная, истеричная, кающаяся, обидчивая, творящая зло из глупости – одним словом «баба», да простят меня феминистки, которые добрались до седьмого абзаца. И тем не менее, наблюдать именно за этим антигероем хочется куда больше, чем за какими-то плоскими и тривиальными персонажами из оперы «Телефон».

Простая, но при этом замысловатая сценография – сосредоточена в круге: над сценой нависает летающая тарелка, которая, как deus ex machina, то выбрасывает орудия пытки, то отправляет фату на свадьбу, то сбрасывает петлю для бабы (которой она, ха-ха, так и не воспользовалась), из неё же периодически валит пар.

Но настоящие чудеса, как обычно, в решете: сетка натянутая между «летающей тарелкой» и полом становится местом для проекций, на который Баба выводит голограммы умерших детей, чтобы одурачивать приходящих к «медиуму» родителей. Но те и сами обманываться рады, что и понятно, даже тогда, когда сама волшебница ничуть в себя не верит. А чисто технически именно эти две сетки создают ощущение доморощенного 3D-эффекта: первый план, второй план, третий план.

Лёгкая, простая, увлекательная и при этом достаточно мелодичная (какую еще оценку может дать человек, которому на ухо медведь наступил?!) опера – добротный первый оладушек, испечённый на кухне молодого шефа Молочникова. Удивительно, что даже при такой смысловой и визуально-аудиальной доступности была одна девушка, ломившаяся через всю сцену на выход во время второго действия как раз те двери, через которые входили артисты. Однако я и женщина с гнездом на голове остались довольны. Последняя под конец даже сама запела. Скверно, правда. Но это было лучше, чем, то, что она весь спектакль громко грызла семечки. Я сказал громко? Нет, это было ГРОМКО!! Какое шоу без сумасшедших?! На месте Молочникова я бы взял её в постановку.

Поклоны артистов
Поклоны артистов

#ТелефонМедиум #АлександрМолочников #камернаясцена #БольшойТеатр #ЕкатеринаФерзба #ВасилийСоколов #ВикторияПреображенская#АлександрПолковников #АлександраНаношкина #АннаСеменюк #СловоСлавы