Найти тему
Архитектура

Александровская колонна: секрет красоты

Оглавление

Будучи архитектурным элементом одной из самых лучших площадей Петербурга - Дворцовой площади, является ли Александровская колонна поистине неотъемлемой частью этого великолепного, имеющего мировое значение ансамбля?

В чём заключена красота колонны?

Проект Александровской колонны О.Монферрана
Проект Александровской колонны О.Монферрана

В архитектуре всех эпох колонна играет большую роль независимо от того, является ли она конструктивной частью здания или же служит чисто декоративным целям: украшению фасада, площади и т.п.

Красота колонны, какую бы роль она не выполняла, заключается, прежде всего в её пропорциях:

  • соотношении диаметров нижнего и верхнего основания между собой,
  • отношении их к высоте стержня колонны,
  • а также в очертании её наружного контура (утонении колонны), где существенную роль играет выпуклая кривая утонения.

Начиная с древнеримского Витрувия (I век до н.э.), крупные архитекторы искали наиболее совершенные пропорции и предлагали каждый свой способ утонения и наиболее удачные, по их мнению, соотношения диаметров при различной высоте колонны (с учётом перспективного её сокращения).

У кого Монферран искал вдохновение?

Разрабатывая проект монумента, Монферран опирался на существующие образцы классического стиля: Колонны Помпея в Александрии (297 г. н.э), колонны Антонина (161 г.н.э.) и Траяна (113 г.н.э.) в Риме и Вандомской колонны (1810 г.) в Париже. Своей высотой Александровская колонна превосходит все названные образцы и является самой высокой колонной в мире - 47,5 метров с пьедесталом и статуей.

Колонна Траяна в Риме. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/
Колонна Траяна в Риме. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/

Пьедестал с базой Монферран взял почти без изменений у Траяна. Он сохранил профиля, пропорции, гирлянды с орлами, крылатые фигуры, несущие табличку с надписью, лавровые листья на базе и другие детали.

В свой проект он включил и дорическую капитель (верхнюю часть колонны), как у последних трёх монументов. Цилиндрический постамент под фигурой ангела был заимствован от Вандомской колонны с уменьшением высоты полусферы, но с увеличением высоты фигуры.

Монферран писал: "Колонна Траяна, этот наиболее прекрасный образец, созданный людьми в этом роде, естественно представлялся моему уму, и я должен был и в дальнейшем <...> постараться насколько возможно приблизиться к прекрасному античному образцу. Но как решиться соперничать с неподражаемой скульпутрой, её украшающей! Самые искусные художники нашего времени не ответили бы на это."

Какие пропорции выбрал Монферран для Александровской колонны?

Соотношение диаметров Монферран получил по методу древнеримского архитектора Витрувия. Отношение верхнего диаметра к нижнему составляет 8:9 (3,19 : 3,66). Нижний диаметр стержня Александровской колонны такой же, как у колонны Траяна в Риме. Длина стержня 7-кратна нижнему диаметру и в 8 раз больше размера верхнего диаметра.

А метод утонения Александровской колонны Монферран, опираясь на труды древних, разработал свой. Для колонн Исаакиевского собора архитектор использовал наиболее распространённый способ утонения колонны - способ Виньола, когда нижняя треть стержня остаётся прямой. На монументе в честь Александра I утонение начинается с самого её основания.

Утонение Александровской колонны. Рис 149, Никитин Н.П. "О.Монферран"
Утонение Александровской колонны. Рис 149, Никитин Н.П. "О.Монферран"

Монферран разделил стержень по всей высоте на 12 частей. Каждая часть имеет свой диаметр. Переход от одной части к другой едва заметен. Очертание наружного контура начинается с почти прямой от нижнего основания стержня и приближается к почти прямой верхнему основанию.

Всё это даёт колонне изумительно плавную кривую утонения. Такая линия наиболее удачно сочетается с перспективным сокращением (ракурсом) со всех точек, с которых колонна доступна для обозрения.

Необходимо признать, что Монферран в этом случае дал нам прекрасный собственный метод построения кривой утонения, вполне отвечающий самым строгим требованиям вкуса, которые могли быть предъявлены к свободно стоящей колонне. В этом его большая заслуга." Н.П. Никитин. О. Монферран

Превосходное навершие Александровской колонны

Завершающая часть колонны представляет собой замечательно пропорциональную, с хорошо нарисованными чёткими деталями и прекрасно исполненную в бронзе римско-дорическую капитель (верхний элемент колонны).

Римско-дорическая капитель с иониками (яйцеобразные формы) и бусами из бронзы.
Римско-дорическая капитель с иониками (яйцеобразные формы) и бусами из бронзы.

Великолепная бронзовая фигура ангела скульптора Бориса Орловского завершает всю композицию; высота фигуры (вместе с крестом) 6.40 м.

Пьедестал цилиндрической формы создаёт у зрителя впечатление продолжения колонны, а вместе с тем служит удачным переходом от капители к фигуре.

Пропорции самой статуи, по отношению ко всей высоте колонны, у Монферрана гораздо приятнее, чем подобные же пропорции в колоннах послуживших для него образцом. Сравните:

Монументы, которые Монферран взял за образец при создании проекта Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана (Александровская, Вандомская, Траяна, Антонина, Помпея)
Монументы, которые Монферран взял за образец при создании проекта Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана (Александровская, Вандомская, Траяна, Антонина, Помпея)

Чем пьедестал Александровской колонны лучше других?

Нижняя часть монумента на Дворцовой площади богато украшена бронзой, начиная с цоколя и кончая полукруглым валом базы колонны. Если хотите увидеть шедевр бронзолитейного искусства по тщательности проработки деталей и отливки, обратите внимание на

  • барельефы пьедестала с орнаментированными архитектурными профилями,
  • базу и
  • подножие колонны, украшенные гирляндами.
На стороне пьедестала, обращённой к Зимнему дворцу: наверху — Всевидящее Око, в круге дубового венка надпись "1812 годъ", под ним — лавровые гирлянды, их держат в лапах двуглавые орлы. На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью: "Александру I благодарная Россия". Среди прочего изображены шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича, шлем Ермака и щит Олега. Справа - образ реки Неман (водолей) и слева - Вислы (женская фигура).
На стороне пьедестала, обращённой к Зимнему дворцу: наверху — Всевидящее Око, в круге дубового венка надпись "1812 годъ", под ним — лавровые гирлянды, их держат в лапах двуглавые орлы. На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью: "Александру I благодарная Россия". Среди прочего изображены шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича, шлем Ермака и щит Олега. Справа - образ реки Неман (водолей) и слева - Вислы (женская фигура).

Гранитные монолитный цоколь и стилобат (верхняя поверхность ступенчатого цоколя) служат подножием всему сооружению. Стилобат под пьедесталом делает всю конструкцию более устойчивой и смягчает переход от горизонтальной плоскости к вертикали.

В сравнении с другими колоннами, рассмотренными Монферраном, Александровская выглядит более стройной и монументальной. Высота пьедестала до базы колонны 7.62 м

Проект пьедестала и навершия для Александровской колонны. О.Монферран
Проект пьедестала и навершия для Александровской колонны. О.Монферран

Александровская колонна, бесспорно, обладает большими художественными достоинствами и, по мнению Никитина Н.П., значительно превосходит в этом отношении Исаакиевский собор.

Гладкий полированный монолитный стержень из тёмно-красного финляндского гранита удивительно лёгких пропорций гармонично сочетается с тонами отдельных частей структуры. Чтобы получить наиболее выигрышное впечатление, нодо смотреть на колонну, когда она проецируется на пролёт арки Главного штаба.

Акварель Василия Садовникова (1847 г) http://fabrilia.ru/item.php?id=1261, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10545952
Акварель Василия Садовникова (1847 г) http://fabrilia.ru/item.php?id=1261, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10545952

Несмотря на то, что Александровская колонна в своей основе есть лишь повторение античного образца, она тем не менее представляет собой архитектурное произведение мирового значения и высокой художественной ценности, чего нельзя сказать, например, о Вандомской клонне.

Вандомская колонна в Париже.  CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=519606
Вандомская колонна в Париже. CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=519606

Анализируя работы Монферрана, архитектор Никитин Н.П. задался вопросом: "Как мог автор столь неудачно начатого Исаакиевского собора создать произведение, которым он обессмертил своё имя?" И объясняет это лишь тем, что Монферран в течение 18 лет "непрерывно работал на строительстве Исаакиевского собора совместно с лучшими русскими зодчими и нашёл здесь ту творческую среду, которая перевоспитала французского рисовальщика в законченного архитектора."

Читайте по теме:
Колонны Исаакия: следствие ведут знатоки
Как грузили Александровскую колонну?
Загадочная карьера архитектора Исаакиевского собора

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь с друзями в социальных сетях.
Подписыватесь на канал Архитектура.