Исследователи из Венского технологического университета изготовили первое здание с помощью нового метода надувания бетонных куполов. Высота экспериментального здания – 2,9 метра.
Этим летом по разработанной технологии для Австрийской федеральной железной дороги будет построен мост, позволяющий оленям пересекать железнодорожную линию. Это будет сооружение длиной 27 метров, шириной 19 метров и высотой 4,2 метра.
Авторы технологии – Иоганн Коллеггер, профессор университета, и его помощник Бенджамин Кромосер.
- Это похоже на апельсиновую кожуру, которую режут, а затем расплющивают на столе. Мы делаем наоборот: начинаем с плоской поверхности, а затем сгибаем её в оболочку, - объясняет Коллеггер.
Метод позволит уменьшить затраты на строительство вдвое, а при возведении больших конструкций экономия будет ещё ощутимее.
Суть технологии заключается в следующем. Вначале формируется ряд плоских бетонных сегментов. Когда воздух подаётся в подушку внизу, сегменты поднимаются и собираются вместе. При этом вокруг них стягивается стальной трос, направляя их на место. Чтобы все бетонные сегменты двигались одновременно, они соединены металлическими балками.
В экспериментальной конструкции весь процесс был завершён за два часа, а окончательная высота купола составила 2,9 метра.
Когда бетон изгибается, в нём появляется много крошечных трещин, но это не влияет на устойчивость оболочки.
- Мы видим это и в старых каменных арках, - говорит Коллеггер. – Если форма правильная, каждый камень удерживает остальные на месте, а конструкция стабильна.
В конце концов, здание может быть оштукатурено – тогда его стены обладают такими же свойствами и так же устойчивы, как бетонная оболочка, построенная обычным способом.
Чтобы увеличить прочность конструкции, к ней также могут быть добавлены дополнительные слои бетона.
Для создания крупномасштабных структур может быть использована строительная техника.
- Строительство куполов диаметром 50 метров не является проблемой для этой техники, - считает Коллеггер. – Самая трудная задача – создавать сложные формы с очень небольшим радиусом кривизны, например, строительство структур диаметром до трёх метров.
Поделитесь с друзьями в соцсетях!
Подписывайтесь на наш канал "Пространство для жизни"