Велосипед, или ласково «велик», о нем мечтал каждый мальчишка в 70-х, у кого уже был велосипед, он являлся предметом особой гордости. Пределом мечтаний был полугоночный велосипед ХВЗ (Харьковский велосипедный завод): Спутник, Турист, Спорт. А высшим пределом мечтаний был конечно «настоящий гоночный, на трубках», того-же ХВЗ. Первым моим сознательным велосипедом был Школьник, изготовленный в 60-х годах на ГАЗе (Горьковский автомобильный завод), где собирали автомобили Волга.
Велосипед «Школьник» мне достался от двоюродного старшего брата, покатался я на нем два лета, после чего мне купили подростковый велосипед «Вейрас» В72 Шауляйского мотозавода.
«Вейрас» мне очень нравился, быстро научился его разбирать/собирать доукомплектовал передним тормозом, багажником и велофарой с динамкой, пределом моих тогдашних мечтаний. «Верас» я быстро перерос и в 1975г. отец мне купил новенький полугоночный «Спорт» В542, с этим велосипедом я был знаком, такой имел мой двоюродный брат, но более ранний 1971 года выпуска.
Мой новенький «Спорт» В542 разочаровал меня по сравнению со «стареньким» братовым, уже не было барашков крепления колес, стоял более кондовый задний переключатель, система ведущих звезд была кривая и цепляла за заднее перо, пришлось подложить шайбу под чашку, чтобы не протереть звездами перо. Я быстро охладел к полугоночному велосипеду «Спорт» В542 и загорелся гоночным «Старт-шоссе» В555, но отец меня достаточно жестко осадил, сказал, что трубок не напасешься, хочешь «Старт-шоссе», иди и занимайся велоспортом, там выдадут. Что я благополучно и сделал, бросил греблю на байдарке и пошел в велоспорт, что подарило мне многолетнее общение со многими выдающимися людьми, спортсменами, тренерами, познакомился я и с уникальной велотехникой. Мне действительно выдали «Старт-шоссе», не новый, на то время, В555, а видавший виды В553 1967 года выпуска, с юбилейный с наклейкой на верхней трубе «50 лет Октября». Имея свой личный «Спорт» В542, я неплохо знал конструкцию подобных велосипедов, и быстро привел В553 в идеальное техническое состояние, тем более, что наш тренер запчасти не «жабил» и выдавал по мере реальной необходимости, плюс в веломастерской стоял огромный ящик, куда скидывали отслужившие узлы и запчасти. Велозапчасти 60-х, начала 70-х были очень качественные, с отличным хромом, и из них вполне можно было собрать неплохие тормоза, переключатели, трещетки, втулки. Спортсмены серьезного уровня конечно из ящика запчасти не тягали, это был удел новичков. Очень скоро я понял, что «Старт-шоссе» В552/553/555/155, более ранние Харьков В552 и «Чемпион» В551, не являются полноценными шоссейными гоночными велосипедами, а скорее шоссейниками начального уровня «сделай сам», или неплохим спортивно-туристическим велосипедом.
Реальный серийный гоночный шоссейный велосипед был «Чемпион-шоссе» В552И, в народе его называют «спецзаказом», но никакой это не «спецзаказ», а массовый шоссейник выпускавшийся ХВЗ серийно. «Чемпион-шоссе» В552И не продавался в розничных спортмагазинах, а только спортобществам для спортсменов уровня «Кандидат в Мастера Спорта», «Мастер Спорта СССР». «Спецзаказ» это велосипед, рама которого спаяна под конкретного спортсмена, под его эргономику, в основном из импортных баттированных труб Renolds или Columbus (тубсет), на узлах ХВЗ. Паяли такие рамы веломеханики обществ или сборных, иногда серебряными припоями, а не латунью, иногда спаянные рамы и вилки отдавали в гальванические цеха заводов для хромирования, улучшавшим прочностные характеристики. Была установка спортивных чиновников красить такие рамы под харьковский «Чемпион-шоссе» В552И. Установка была дана не просто от дурости, производители тубсетов требовали от фирм, выпускающих велосипеды и рамы из их продукции, клеить в обязательном порядке паспорта-стикеры тубсета. В СССР не афишировали, что паяли рамы из импортных тубсетов. Велосипед «спецзаказ», это была привилегия велогонщиков высших достижений, для ответственных гонок им выдавали «боевой» брендовый импортный велосипед, «спецзаказ» это был тренировочный велосипед, который использовали и не для особо ответственных стартов, обвеска на «спецзаказах» была обычно импортная, в основном итальянская Campagnolo, переставленная с «боевого» велосипеда, прошедшего несколько гонок. Спортсмены среднего уровня часто «спецзаказом» называли серийный харьковский «Чемпион-шоссе» В552И, ведь очень хотелось приблизиться к спорту высших достижений. «Старт-шоссе» В552/553/555/155 начинающие спортсмены тоже доводили до ума, ставили дюралевые системы от В552И, были и кустарные переходники для стоковых шатунов с переходом на дюралевые звезды, их в изобилии изготавливали нелегально на многочисленных заводах. Наивно думать, что «спецзаказы» спаянные веломеханиками были одного уровня с «боевыми» топовыми импортными велосипедами, и дело не в умении веломехаников, а в тубсетах из которых рамы паялись, тубсеты были «среднего» или «чуть ниже среднего» уровня, топовые тубсеты поставлялись только велофирмам с прославленными брендами. Сейчас много продается «винтажных топовых» рам и фреймсетов от «веломеханика Сборной СССР», в основном это фреймсеты очень не высокого уровня, спаянные из никопольских труб из которых паяли «Старт-шоссе», в лучшем случае «Чемпион-шоссе» В552И.
Сергей Буров