Найти в Дзене
Freedom Glow's

Американцы обвинили Петрова-Водкина в плагиате

Кузьма Петров-Водкин "Купание красного коня"  1912 г. Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин "Купание красного коня" 1912 г. Третьяковская галерея

Одной из самой известных картин Кузьмы Петрова - Водкина и одновременно самой скандальной является полотно "Купание Красного коня". Согласно приданию, картина была написана в селе Гусевка Волгоградской области, во время прибывания художника на юге. По официальной версии, прототипом лошади послужил конь по кличке "Мальчик", живший при имении матери художника, прообразом ребенка был выбран ученик - Сергей Калмыков, учившийся у мастера живописи в 1910г, о чем сам Сергей неоднократно писал в мемуарах:

"К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня..."
Отрывок из "мемуаров" Калмыкова С.

Еще при жизни художника, живописец Илья Репин обвинил Петрова-Водкина в использовании излишнего эротизма, а академия художеств, в лице княгини Марии Павловны, начала подозревать изографа в педофилии. К слову, такие же обвинения (и не без основательно) предъявлялись в свое время к Леонардо Да Винчи. По мнению ряда исследователей, в том числе и знаменитого Зигмунда Фрейда, именно религиозное мировоззрение того времени сделало Леонардо Да Винчи аскетом, а свою сексуальную энергию художник тратил на творчество.

"Белый конь" - на фоне символизирует умирающую - Царскую Россию, которая не желает выходить из "водоема", приняв свою неминуемую участь. "Огненную лошадь" - по правую сторону от наездника, связывают с лихолетьем гражданской войны, она быстро проносится куда-то вдаль. Сам мальчик - наездник, который с трудом сидит на красной лошади, он - Миссия нового мира и новой России. Взобравшись на непокорную лошадь, паренек только чудом с нее не сорвался, схватившись за возжи. Красный конь - частый герой религиозных сюжетов, он ассоциируется с красотой, гармонией и солнцем, т.е. несет черты языческих мотивов.

Красный конь на картине: "Борис и Глеб на конях". Новгородский музей 1377г.
Красный конь на картине: "Борис и Глеб на конях". Новгородский музей 1377г.

Казалось бы, все очевидно, картина - это всего лишь символизм эпохи модерна и на творчество автора оказала влияние его бывшее увлечение религиозной тематикой, связанной с иконописей, но не все так просто.

Известно, что работы Кузьмы Сергеевича были созданы под влиянием западных мастеров модерна , что сказалось на становление высокой роли аллегории в его творчестве. В двадцатом веке интеллигенция больше всего превозносила две страны - Революционную и свободолюбивую Францию и педантичную правовую Германию. В России уживались думы о Кайзеровском порядке и резкое желание осуществления революционных свобод для крепостных невольников. Даже большевики в своей политике не были особо оригинальны , политика НЭПа по большему счету, была временно заимствованным немецким гос.капитализмом.

Леонетто Каппичелло рекламный постер "Шоколадки Клаус" 1903.
Леонетто Каппичелло рекламный постер "Шоколадки Клаус" 1903.

Американские искусствоведы считают, что на художника повлиял Леонетто Каппичело. Капичелло, будучи французом итальянского происхождения развивал идеи символизма в рекламных плакатах, с целью повышения уровня продаж, с 1898 - 1899 он практически полностью завязывает с реализмом и осваивает азы маркетингового символизма.

«Даже если внимательно призадумаетесь,то, вероятно, не сможете упомянуть ни один рекламный постер, который стал знаменитым, потому что вы запомнили бренд продукта, а не его рекламу . Все постеры, которые вы помните, запомнились вам как образ, придуманный художником, и который больше не может быть отделен от продукта и его названия. "Скрытая манипуляция" - это главный сюрприз - основа рекламы- это ее необходимое условие высоких продаж.»
из интервью с Леонетто Каппичелло

Реклама разрабатывалась для французских покупателей и ее главная задача предназначалась в создание ассоциативных схожеств. В данном случае "Красный конь" - огонь инквизиции, а наездница никто иной как Жанна Д'арк (Использовалась игра слов "d'Arc" - "dark chocolat" - "темный шоколад"). Известно, что для француза, Д'арк- национальная героиня и святая, на постере из-за возможных церковных санкций героиню несколько осовременили и изобразили в одежде. Сюжет постера, по мнению американского эксперта Рут Искин, является прообразом "Купания коня", наездница так же, как и мальчик хватается за возжи, в последний момент, когда конь пытается ее скинуть. Кроме того, если помните, Жанна обвинялась англичанами перед сожжением в том, что "впала в прежние заблуждения" одевая мужскую одежду ( была не совсем традиционной ориентации) .

Вокруг картины "Купание красного коня" возник целый ореол мифов, многие считали художника провидцем, хотя эротизм в религиозных картинах использовали еще с XVIIв. в лубочной иконописи (частные заказы дворян), художника обвиняли в излишней развращенности. Точно нельзя сказать, правы ли американцы, что сюжет картины был позаимствован, однако данная гипотеза имеет место быть.

___________________________________________________
Если вам интересна тема скрытого символизма рекламы, еще можно почитать:

Понравилась эта статья? Обязательно ставь "палец вверх" и подписывайся на наш альманах. Заранее Благодарю!