Люди довольно часто используют слово "абсурд", подразумевая под этим нечто нелепое, противоречащее здравому смыслу и какой бы то ни было логике. Так оно и есть. Но при этом надо отличать абсурд от бессмыслицы. Абсурдное высказывание осмысленно (то есть, это не бред) и противоречиво, поэтому его можно оценивать с точки зрения логики как ложное. Например, известный стишок обыгрывает именно абсурд:
По железному мосту, сделанному с досок,
шел высокий гражданин низенького роста.
Сам кудрявый, без волос, тоненький, как бочка.
У него детишек нет, лишь сынок да дочка.
Написал жене письмо: "Жив, здоров, лежу в больнице,
сыт по горло, есть хочу, хоть корову проглочу.
Приходите, дорогие, я вас видеть не хочу!".
В данном случае ясно видно логическое противоречие, то есть абсурд. Подобное несоответствие вызывает смех.
Бессмыслица же - это бредовое высказывание, не несущее в себе никакого противоречия, а просто нагромождение самых разных слов, никаким образом не связанных друг с другом. Пример подобной бессмыслицы выражен в известном высказывании "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
Бессмыслицы высказывают люди, у которых проблемы с логикой, ну и, конечно, психически больные. Иногда элементы бессмыслицы специально используют в произведениях искусства для смеха. Это может быть сделано талантливо, вспомним хотя бы мультфильм "Пластилиновая ворона".
В философии идея абсурда была впервые высказана религиозным мыслителем Тертуллианом в III веке, которому приписывают слова: Credo quia absurdum. То есть - верую, ибо абсурдно. Он имел в виду. что с точки зрения логики ситуация, когда Бог, которого распяли (бога распяли?!!), и который затем вознесся, абсурдна по своей сути. Но для верующего это - истина, которая не обсуждается логически, а просто принимается на веру. Для Тертуллиана вера была выше разума, поэтому абсурда в постулатах веры нет.
В XIX веке философия абсурда получила новое дыхание, найдя свое выражение в экзистенциализме. Серен Кьеркегор рассмотрел эту проблему в своем труде "Страх и трепет". Он развил точку зрения Тертуллиана про абсурд веры, сделав это на примере истории Авраама. Об этом я писала тут статейку, можете ее посмотреть.
Но главным, если можно так выразиться, специалистом по абсурду, является философ-экзистенциалист, живший в ХХ веке, Альбер Камю. В своем "Бунтующем человеке" он обстоятельно высказался об абсурдности нашей жизни. Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Вот главный вопрос Камю. Он рассматривает проблему на примере Сизифа, который наказан богами за самостоятельность и вынужден вечно тащить на гору камень, постоянно падающий, не дойдя до вершины. Зачем ему жить?! Ведь ситуация абсурдная.
Ответ Камю такой - человек должен бунтовать против абсурда. Именно в этом его человеческое достоинство, в этом он находит смысл своего существования. Жизнь определенно стоит того, чтобы быть прожитой.
В целом философия абсурда тесно связана с вопросом о смысле жизни и делает неутешительный вывод о том, что, поскольку мир устроен хаотично, неразумно, то и смысла никакого ни в чем нет. И весь абсурд ситуации в том, что люди, будучи существами мыслящими, постоянно и упорно хотят этот смысл найти.
Религиозная интерпретация проблемы заключается в том, что признается воля высшего существа, которое лучше всех нас знает, что почем и почему, но нам, людям, знать этого не дано, и сколь бы абсурдным нам не казалось все происходящее, надо верить в то, что так надо.
Ну вообще-то, весьма абсурдная, на мой взгляд, точка зрения, не находите?))
Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:
Праздник с точки зрения культурологии
Действительно ли только полезный поступок морален? Этика утилитаризма