Найти тему
Pitch Invasion

Вольные стрелки из Мальмё.

Вчерашний матч (21 июля), между Мальмё и Сириусом с футбольной точки зрения не был примечательным. Но вот трибуны хозяев поля отличились красочным перформансом. Он был не только ярким, но и наполненным смыслом.

Регион Сконе, административным центром которого является Мальмё, имеет очень интересную и самобытную историю. Которую периодически используют в своем креативе местные фанаты.

Долгое время он находился под властью датской Короны. И был предметом раздора двух королевств. Многочисленные датско-шведские войны сильно истязали Мальмё и после вступления в состав Швеции (1664) город, бывший крупнейшим в Дании после Копенгагена, лишился старинных торговых привилегий и пришёл в упадок. Местные купцы несли колоссальные убытки от непрестанных шведско-датских конфликтов и покидали город. Почти век понадобился шведскому правительству чтобы осознать выгодность географического положения Мальмё и привести все в порядок. Со строительством железной дороги до Стокгольма в Мальмё забурлила промышленная революция.

В своем телеграмм-канале Pitch Invasion, я несколько раз касался вопросов Датско-Шведской войны, в перформансе Гетеборга. Теперь мы рассмотрим перформанс ультрас Мальмё.

“Kärleken är sann till den gul och röda flaggan“ надпись на баннере переводится как “Настоящая любовь к желтому и красному флагу”. Это напрямую отсылает нас к флагу региона. Мужчина в шляпе и с ружьем - это изображение, взятое с обложки одной из книг местной писательницы Ким Кимселиус. Ее произведение основано на истории восстания “вольных стрелков”.

Перформанс на матче Мальмё - Сириус.
Перформанс на матче Мальмё - Сириус.

Восстание «вольных стрелков» — вооружённое восстание против шведского владычества в областях Сконе, Блекинге и Халланд, вспыхнувшее во время датско-шведской войны 1676—1679 годов.

Причиной возникновения движения было недовольство местных жителей Сконе, Блекинге и Халланда политикой шведских королей в отношении недавно присоединенных к Швеции южных провинций. Нарушение традиционного самоуправления, «шведизация» руками северной администрации, разрыв многовековых связей с Данией болезненно воспринимались местным населением. Традиционный уклад рушился и это очень раздражало жителей регионов. В итоге, когда вспыхнула война между Данией и Швецией, симпатии многих южан, прежде всего сконцев, оказались именно на стороне Дании.

Стихийно возникшие отряды повстанцев («вольные стрелки», «снаппхане» швед. Snaphane) действовали при помощи партизанской тактики, в некоторых случаях полностью самостоятельно, иногда опираясь на помощь датских кавалерийских отрядов. Чаще всего их вылазки представляли собой нападения на шведских фуражиров, уничтожение отставших от войска солдат или небольших отрядов. Однако иногда «вольные стрелки» предпринимали и более крупные акции - например, в 1678 году отряд «вольных стрелков» захватил укрепленный пункт Хёньярум.

Перформанс на матче Мальмё - Сириус.
Перформанс на матче Мальмё - Сириус.

Другой крупной акцией снаппхане был захват обоза, перевозившего военную казну. Деятельность «вольных стрелков» существенно дестабилизировала шведский тыл во время военных действий и шведские военачальники принимали решительные и часто жестокие меры чтобы пресечь движение. Однако на всём протяжении Сконской войны этого сделать так и не удалось. Мало того, насилия власти, грабежи жителей шведскими солдатами раздражали население ещё больше, заставляя его поддерживать «снаппхане».

Обложка романа "Snapphaneresan".
Обложка романа "Snapphaneresan".

Сопротивление шведской власти в южных областях не прекратилось даже после того, как между Данией и Швецией был заключён Лундский мир, окончательно закрепивший Сконе, Блекинге и Халланд за Швецией. Основным очагом «вольных стрелков» служило Сконе. Подавляя движение, шведские войска и администрация прибегали к крайне жестоким мерам. Публичные казни захваченных пов, иногда при помощи колесования, для устрашения тела несколько дней запрещали снимать и хоронить. Применялся также метод коллективной ответственности — за убитого шведского солдата казнили какое-то количество жителей села, где произошло убийство. Дворы, хутора и имения, принадлежавшие «снаппхане» сжигались, в непокорных сёлах ставились на постой шведские гарнизоны. Наконец, жителей принудительно приводили к присяге на Библии шведскому королю. Но даже при помощи подобных мер потребовалось несколько лет, чтобы привести Сконе к полной покорности. Как мы видим, помнят свою историю жители Мальмё очень хорошо.

Перформанс на матче Мальмё  - Сириус.
Перформанс на матче Мальмё - Сириус.
Перформанс на матче Мальмё  - Сириус.
Перформанс на матче Мальмё - Сириус.

В течение долгого времени к участникам движения в шведской литературе культивировалось подчёркнуто презрительное отношение — символом его служила сама изначально пренебрежительная кличка «снаппхане» (snapphane — разбойник, мародёр). Акцент шведскими историками делался на том, что движение было подготовлено датчанами, и потому было «изменническим». Были замеченны в разбое, мародёрствах, убийствах шведских солдат и т. д. Но по мере роста регионалистских настроений в Европе, в том числе и в Швеции, образ «снаппхане» значительно изменился.

Статуя «Вольный стрелок» работы А. Эббе в историко-краеведческом парке Хеслехольма
Статуя «Вольный стрелок» работы А. Эббе в историко-краеведческом парке Хеслехольма

В самом Сконе появились публикации, освещавшие движение «вольных стрелков» с точки зрения местного сконского патриотизма. В них указывалось на широкую народную поддержку движения, нарушение шведскими властями древнего самоуправления Сконе, произвол и жестокость в отношении его населения. Отражением этого нового образа «снаппхане» как защитника простых сконцев стали памятники «вольным стрелкам», туристические маршруты "дорогами «снаппхане» и пр. Например, подобный памятники есть в историко-краеведческом парке города Хеслехольма и деревне Лонсбода.

Материал подготовлен при поддержке телеграмм-канала Pitch Invasion.

В материале использованна информация из Википедии.