Найти тему
Goszakaz.kz

Какую понесут ответственность должностные лиц в случае несоблюдения требований законодательства РК о государственных закупках

Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (далее по тексту – КоАП РК).

Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (далее – КоАП РК).

В данной статье мы хотели бы рассмотреть случаи административных правонарушений и ответственность должностных лиц за нарушения в области осуществления государственных закупок, предусмотренную законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) в конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе касающиеся:

1) установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам;

2) содержания указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику, за исключением следующих случаев осуществления государственных закупок:

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;
  • для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.

Такие же требования предусмотрены законодательством о государственных закупках к аукционной документации и при размещении информации, в случае проведения государственных закупок способом ценовых предложений.

В случае несоблюдения указанных требований законодательством предусмотрена административная ответственность. В частности, пункт 1 статьи 207 КоАП РК, гласит: «Нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений, путем установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, – влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей».

Наличие данной нормы разумно и справедливо, так как недопустимо ограничение количества потенциальных поставщиков в случаях, не предусмотренных Законом.

Кроме того, указанная норма позволяет избежать нарушения такого принципа осуществления государственных закупок, как предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона обязательным условием утверждения конкурсной документации является предварительное обсуждение проекта конкурсной документации потенциальными поставщиками.

Замечания к проекту конкурсной документации, а также запросы о разъяснении положений конкурсной документации могут быть направлены заказчику, организатору государственных закупок, единому организатору государственных закупок не позднее пяти рабочих дней со дня размещения объявления об осуществлении государственных закупок.

При отсутствии замечаний к проекту конкурсной документации принимается решение об утверждении конкурсной документации.

Исходя из пункта 2 указанной статьи Закона, в случае наличия замечаний заказчик, организатор государственных закупок в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока предварительного обсуждения конкурсной документации принимают одно из следующих решений:

1) вносят изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации;

2) отклоняют замечания к проекту конкурсной документации с указанием обоснований причин их отклонения;

3) дают разъяснения положений конкурсной документации.

Со дня принятия указанных решений конкурсная документация считается утвержденной.

Заказчик, организатор государственных закупок не позднее одного рабочего дня со дня принятия одного из решений, указанных в части первой настоящего пункта и части третьей пункта 1 настоящей статьи, обязаны разместить на веб-портале государственных закупок протокол предварительного обсуждения проекта конкурсной документации, а также текст конкурсной документации.

Протокол предварительного обсуждения проекта конкурсной документации должен содержать информацию о поступивших замечаниях к проекту конкурсной документации и принятых решениях по ним.

Требования статьи 22 Закона распространяются также и на аукционную документацию согласно пункту 4 статьи 32 Закона РК «О государственных закупках».

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 КоАП РК, несвоевременное рассмотрение замечаний к проекту конкурсной документации (аукционной документации), поступивших в рамках предварительного обсуждения проекта конкурсной документации (аукционной документации), а равно несвоевременное размещение на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации (аукционной документации), а также текста конкурсной документации (аукционной документации) – влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Согласно пункту 10 статьи 5 Закона заказчик до заключения договора о государственных закупках вправе отказаться от осуществления государственных закупок в случаях:

1) сокращения расходов на приобретение товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), произошедших при уточнении (корректировке) соответствующих бюджета, проекта бюджета, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) внесения изменений и дополнений в стратегический план государственного органа, бюджет (план развития) заказчика, исключающих необходимость приобретения товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В случае, предусмотренном подпунктом 2) настоящего пункта, внесение изменений и дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок), направленных на приобретение таких товаров, работ, услуг в текущем году, не допускается.

Исходя из пункта 11 указанной статьи, заказчик либо организатор государственных закупок в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 10 настоящей статьи, обязан:

1) известить о принятом решении лиц, участвующих в проводимых государственных закупках;

2) возвратить внесенные обеспечения заявок на участие в конкурсе (аукционе).

Учитывая вышеуказанное, в иных случаях заказчик не вправе отказаться от осуществления государственных закупок. Так как на основании пункта 3 статьи 207 КоАП РК, отказ от осуществления государственных закупок в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, – влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона не допускается направление запроса и иные действия конкурсной комиссии, связанные с дополнением заявки на участие в конкурсе недостающими документами, заменой документов, представленных в заявке на участие в конкурсе, приведением в соответствие ненадлежащим образом оформленных документов после истечения срока приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации, предусмотренными пунктом 4 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Пунктом 4 статьи 207 КоАП РК за нарушение данных требований предусмотрена административная ответственность, так как направление запроса и иные действия конкурсной комиссии (аукционной комиссии), связанные с дополнением заявки на участие в конкурсе (аукционе), недостающими документами, заменой документов, представленных в заявке на участие в конкурсе (аукционе), приведением в соответствие ненадлежащим образом оформленных документов, после истечения срока приведения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации (аукционной документации), предусмотренными законодательством РК о государственных закупках, – влекут штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

В пункте 2 статьи 21 Закона изложены требования, которые должна содержать конкурсная документация, помимо квалификационных требований, установленных статьей 9 настоящего Закона. Таким образом, в конкурсной документации отражаются только те требования, которые предусмотрены законодательством. В соответствии с пунктом 5 статьи 207 КоАП РК, установление в конкурсной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам и (или) к привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям) работ либо услуг квалификационных требований, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, – влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

Согласно пункту 6 статьи 207 КоАП РК нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части не включения в конкурсную документацию критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса, – влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Данная обязанность предусмотрена в пункте 4 статьи 21 Закона, а именно: «Для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественные товар, работу, услугу, организатор государственных закупок обязан предусмотреть в конкурсной документации следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение:

  • наличие у потенциального поставщика:
  • опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;
  • документа, подтверждающего добровольное подтверждение соответствия предлагаемых товаров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;
  • сертифицированной системы (сертифицированных систем) менеджмента качества в соответствии с требованиями национальных стандартов;
  • сертифицированной системы (сертифицированных систем) менеджмента управления окружающей средой в соответствии с требованиями национальных стандартов и (или) подтверждения соответствия стандарту экологически чистой продукции в соответствии с законодательством РК в области технического регулирования;

2) функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров, услуг и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров.

Расчет относительного значения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, определяется правилами осуществления государственных закупок».

На основании пункта 7 статьи 207 КоАП РК, нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части неприменения к конкурсным ценовым предложениям относительного значения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса, – влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Данная норма введена в связи с тем, что в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 27 Закона, по результатам повторного рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия:

1) определяет потенциальных поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, и признает участниками конкурса;

2) применяет к конкурсному ценовому предложению относительные значения критериев, предусмотренных пунктом 4 статьи 21 настоящего Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Кроме того, согласно пункту 8 статьи 207 КоАП РК признание потенциального поставщика и (или) привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг несоответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной документации (аукционной документации) по основаниям, не предусмотренным законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, – влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

Следующая норма закреплена в абзаце 2 пункта 1 статьи 20 Закона, а именно: «При осуществлении государственных закупок способом конкурса однородных товаров, работ, услуг в конкурсной документации разделять однородные товары, работы, услуги на лоты по месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи Закона».

Согласно пункту 9 статьи 207 КоАП РК неразделение в конкурсной документации при осуществлении государственных закупок способом конкурса нескольких видов однородных товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания) – влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Законодательством дополнительно предусмотрена административная ответственность экспертов по государственным закупкам.

Так, согласно пункту 10 статьи 207 КоАП РК подготовка экспертной комиссией либо экспертом заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение конкурсной комиссией (аукционной комиссией), – влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Немаловажную роль в процедуре государственных закупок занимает наличие административной ответственности, предусмотренной пунктом 11 статьи 207 КоАП РК, в частности, не обращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков, поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случаях:

1) когда заказчик в одностороннем порядке расторг с поставщиком договор о государственных закупках, в ходе исполнения которого установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;

2) неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках – влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей. Так как пунктом 4 статьи 12 Закона для заказчика предусмотрен срок подачи иска о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.

В соответствии с пунктом 12 статьи 207 КоАП РК осуществление государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, – влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей. Ввиду того, что государственные закупки способом из одного источника осуществляются в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 39 Закона.

Согласно пункту 3 статьи 27 Закона, по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, оформляется протокол предварительного допуска к участию в конкурсе, который подписывается председателем и всеми членами конкурсной комиссии, а также секретарем конкурсной комиссии в день принятия решения о предварительном рассмотрении заявок на участие в конкурсе.

Протокол предварительного допуска к участию в конкурсе должен содержать информацию о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

В случае соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации протокол предварительного допуска к участию в конкурсе не оформляется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона протокол об итогах государственных закупок способом конкурса должен содержать следующую информацию:

1) о приведении заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации;

2) о запросах конкурсной комиссии в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 27 настоящего Закона;

3) о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;

4) иные сведения, определенные правилами осуществления государственных закупок.

Следующее основание, согласно пункту 13 статьи 207 КоАП РК, по которому возможно привлечение должностных лиц к административной ответственности по государственным закупкам:

Не указание в протоколах предварительного допуска на участие в конкурсе (аукционе) об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) подробного описания причин отклонения заявки потенциального поставщика на участие в конкурсе (аукционе), в том числе сведений и документов, подтверждающих его несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации), так как это влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей».

В заключение хотелось бы добавить, что наличие административной ответственности по государственным закупкам позволяет охранять права и законные интересы всех участников государственных закупок, соблюдать принципы осуществления государственных закупок, особенно такие, как открытость и прозрачность государственных закупок, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок и принципа недопущения коррупционных проявлений.

Следует учесть, что в случаях повторного нарушения законодательства о государственных закупках в течение года после наложения административного взыскания ответственность ужесточается.

Однако необходимо учитывать, что на основании пункта 2 примечания к статье 207 КоАП РК, должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Автор: Д. Ш. Хусаинова

Источник: https://e.goszakaz.mcfr.kz/article.aspx?aid=495742