Найти тему
Goszakaz.kz

На Вас подали в суд! Судебное решение как основание для заключения договора о госзакупках (часть 1)

Нередки случаи, когда поставщики, будучи победителями или лицами, занявшими второе место в государственных закупках, проведенных способами конкурса, аукциона или запроса ценовых предложений, уклоняются от заключения договора. В таких случаях в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 12 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) потенциальный поставщик вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок на основании решения уполномоченного органа.

Вышеуказанные юридические меры воздействия не применяются к поставщикам, если государственные закупки осуществлялись способом из одного источника по несостоявшимся закупкам способом конкурса, аукциона или запроса ценовых предложений, а также способом из одного источника путем прямого заключения договора на основании статьи 39 Закона. В такой ситуации поставщик не подлежит включению в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

В связи с этим у заказчика может возникнуть проблема: как заключить договор из одного источника по основаниям статьи 39 Закона, если поставщик отказывается от участия в государственных закупках.

Рассмотрим подобную ситуацию на примере.

Поставщик, будучи обслуживающей организацией дома, в котором располагается ведомственная организация заказчика, отказывается от заключения договора из одного источника. Поставщик мотивирует свой отказ тем, что он не имеет электронной цифровой подписи, не зарегистрирован на веб-портале и не является плательщиком НДС, поэтому даже после заключения договора не сможет направить заказчику электронный счет-фактуру.

Заказчиком является государственное казенное предприятие. В пункте 27 статьи 2 Закона указано, что заказчиками являются государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству.

Настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением:

1) услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам;

2) услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг;

3) услуг, связанных с осуществлением командировочных расходов;

4) государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

5) внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц;

6) товаров, работ, услуг, приобретаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами, Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами;

7) товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа;

8) товаров, работ, услуг, приобретаемых при проведении операции, предусмотренной подпунктом 11) пункта 2 статьи 5-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (статья 1 Закона).

Как видим, услуги по эксплуатационному обслуживанию объектов недвижимости, оказываемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями, не относятся к вышеперечисленным исключениям, а значит, их закупка осуществляется в соответствии с нормами Закона.

Согласно статье 33 Закона РК «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям. Законодательными актами РК могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. При этом налогообложение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с налоговым законодательством РК.

Таким образом, услуги обслуживающей некоммерческой организации регулируются нормами предпринимательского и гражданского законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 387 Гражданского кодекса РК публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами РК.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 399 Гражданского кодекса РК.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законодательными актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные отказом заключить договор (пункт 4 статьи 399 Гражданского кодекса РК).

В результате складывается следующая ситуация: некоммерческая обслуживающая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, не вправе отказать потребителю в заключении договора на оказание услуг, при этом потребитель услуг не вправе заключать договор иначе как посредством проведения государственных закупок.

Для разрешения возникшей проблемы заказчик обратился в суд с исковым заявлением о понуждении обслуживающей организации к заключению договора о государственных закупках услуг.

Какова позиция суда и что постановил суд по этому делу – читайте об этом в следующем номере нашего журнала.

Автор А. А. Романов

Источник: https://e.goszakaz.mcfr.kz/article.aspx?aid=620189