В далекие девяностые владельцев видеокамер можно было пересчитать по пальцам. И мой отец очень гордился этой редкостью. Он хотел запечатлеть на камеру какой-нибудь интересный момент, чтобы иметь возможность отправить на телепрограмму "сам себе режиссер"."Жаль, что он не знал, что ему удалось снять нечто удивительное и необъяснимое. Я бы и сам не узнал, если бы не убедил маму, что пора отправить дыбу со всем содержимым на свалку. Половина моего дня уходит на опустошение бесчисленных выдвижных и дверных коробок. В одном из них я нашел старый отцовский фотоаппарат марки Panasonic. Взяв его в руки, я почувствовала предвкушение теплых воспоминаний. Но я не знал, как смотреть на записи. Камера давно сломалась, а маленькие кассеты можно было играть только с ней. Позже я нашел похожую камеру на рекламном сайте. Старый и дорогой. Однако я убедил себя, что детские воспоминания дороже. Кроме того, некоторые видео не были переписаны на стандартный VHS. И я собирался увидеть их в первый раз. Вечером подключил камеру к телевизору и запустил одну из двух кассет. На экране появился вполне ожидаемый семейный праздник. Как правило, отец снимал дома на праздники. В гостиной за столом сидели мама, дедушка, двое соседей — муж и жена, и худенький девятилетний мальчик, в котором я не сразу узнала себя. Был Новый год. Меня удивило качество изображения и звука: цвета едва различимы, картинка желтая, темные объекты "провалились", внизу экрана рябили зеленые полосы, а музыка и голоса звучали как бочка. Любой современный смартфон стреляет лучше, чем камера старого отца. Хотя, может быть, это время фильма испортилось. Само зрелище было тягучим и печальным. Тогда отец застрелил соседа, тот оборвал на полуслове и застрелил мать, которая засмеялась и сказала: "Коль, слезь с меня!затем на экране появилась серая "красавица-елка" с бледными разноцветными огоньками. И все же это была моя семья. Приятно было смотреть на такую стройную мать, вспоминать, как выглядел мой дед, слышать голос живого отца. Особенно меня тронул момент, когда отец направил камеру на ребенка и сказал, что скоро будет снимать мою свадьбу. Я закрыл лицо руками, и отец призвал меня быть мужчиной. Было грустно слышать пожелания и планы отца на будущее, потому что до следующего Нового года он не дожил. У папы было слабое сердце. Минут через двадцать это видео меня утомило, и я слушал его в фоновом режиме, а сам болтал с друзьями по телефону. Я снова повернулся к экрану, когда услышал шепот отца: "мы там веселимся, а Саша дурак спит!". При слове "спит" голос отца исказился, как говорящая игрушка со старым аккумулятором, и на экране вспыхнуло жирное черно-белое пятно. Немного перемотав назад, я понял, что папа ушел с камерой в другую комнату спать к дяде Саше. Это был брат моего отца. Экран был черным. Тусклый торшер плохо освещал комнату, но так как я знал дом, то легко догадался, что темный прямоугольник-изголовье кровати дяди Саши, а полоска света у стены-его костыль. "Мы там веселимся, а Саша-дурак спит!- я снова услышал. Искаженное слово " сон " звучало протяжно и жутко. Черно-белое пятно заполнило экран и пропал. Опять была темная комната дяди Саши. - Саша, пойдем потанцуем, - вызывающе сказал отец. Только он позволял себе подшучивать над дядей Сашей. Остальные жалели его. Этот человек в двадцать шесть лет пострадал в автокатастрофе, чуть не потерял ногу, пережил операцию на мозге и сошел с ума. Последний, сам прекрасно понимая, часто говорил, что у него"мозг сломан". Дядя Саша только и делал, что лежал в постели и несколько раз в день выходил на улицу покурить. Он всегда выглядел угрюмым. Я не помню, чтобы дядя Саша когда-нибудь улыбался или смеялся. Я никогда не думал о нем плохо, даже когда он сердито стучал костылем по полу и проклинал всех, кого видел. Я всегда думала, что еще немного, и дядя Саша умрет, но он пережил мою папку на четыре года... - Он выбросил свои тапочки, - сказал отец искаженным голосом. Я подошел к экрану, чтобы увидеть спящего дядю Сашу, но каждый раз, когда камера была направлена на него на экране, эти странные пятна мерцали. Перемотав пленку, я начал просматривать запись кадр за кадром. Стоп-кадр на пленке дернулся и создал дополнительные помехи, но когда на экране вспыхнуло первое яркое пятно, я увидел лицо... Голова старухи на боку. Как будто она смотрела с правой стороны экрана. Это было хорошо видно: скулы и морщинки под глазами были хорошо видны. Вот только глаз не было видно. На этом снимке глаза были размыты,как будто стерты. Я нажал кнопку, чтобы увидеть следующий кадр, и тут появились глаза. Как будто старуха резко подняла веки. Ее глаза были странными: радужная оболочка была бесцветной или совсем не была, но зрачки были черными с точками на белках. По спине пробежал холодок, но я не обратил на это внимания. Тем не менее, фильм может остаться кадры из предыдущей записи. Я пролистала еще три кадра и почувствовала себя неловко... Старуха медленно открыла рот. Однако выглядело это очень неестественно: челюсть криво скользнула в сторону и повисла. Чтобы живые люди не открывали рты... Затем яркое пятно погасло, а вместе с ним и лицо старухи. Комната дяди Саши возвращалась к экрану. Вспомнив, что есть и другие вспышки, я перемотал пленку и стал смотреть кадр за кадром каждое мерцающее яркое пятно. Следующее изображение было трудно разобрать, пока я не понял, что оно тоже лежало на боку. Чтобы лучше видеть, я ложусь перед телевизором так, чтобы видеть кадр нормально. На экране появилось существо, похожее на человека, но с очень длинными руками, как у обезьяны. Это существо отбросило в сторону длинный плоский предмет и попыталось выбраться из какой-то коробки. Существо двигалось конвульсивно и агрессивно. По крайней мере, я так думал. Он моргнул и открыл рот. Но разглядеть черты его лица было невозможно. Затем я пролистал еще пару таких вспышек, но там были только движущиеся темные круги. Затем я еще раз взглянул на запись, сделанную старухой. Теперь она казалась мне совершенно неестественной и безжизненной. От этого у меня мурашки побежали по коже, и я решил, что лучше посмотреть пленку днем. Следующие несколько часов я провел, изучая пылающие пятна. Я был прав-они появлялись каждый раз, когда отец пытался убрать дядю Сашу. Пятна, казалось, появились нарочно и закрыли лицо спящего. Таких вспышек на записи было семь. Два из них короткие — один кадр длинный. Еще два длинных, но со странным изображением. Были только танцующие темные круги и линии. И три вспышки картинок: лицо старухи, существо с длинными руками и еще одна картинка, которую я не заметил прошлой ночью. В светлом пятне двигались две фигуры. Вы можете видеть только контуры. Такое же существо с длинными руками вцепилось в волосы ребенка и потащило его, что есть силы. Ребенок извивался и пытался вырваться. Все это я видел в нескольких кадрах. И от этого зрелища меня затошнило. Я сразу вспомнила, что дядя Саша постоянно повторял одну фразу в разных контекстах — "дергать за волосы". Так он мог выразить угрозу:" там тебя за волосы потащат "или протест:" нечего мне за волосы таскать", и тому подобное. Я стал думать, как эти образы могут быть связаны с дядей Сашей, и не мог объяснить это логически. Раз за разом я пересматривал эти эпизоды, и они казались мне все более неприятными и безумными. Мысли рождаются из нереальных домыслов, а воображение дорисовывает страшные детали. Мне стало казаться, что длиннорукая тварь откидывает крышку гроба и выползает из могилы. И все же мне не хотелось загадывать. Наоборот, я хотел знать, как это попало на пленку. Странным было то, что все изображения были сложены сбоку. А на заднем плане ничего не было, только серая пустота. Это не было похоже на любительскую съемку. Ничего не понимая, я стал осторожно расспрашивать маму об отце и дяде Саше. Про кассету ей ничего не сказали. Мама сказала мне то, чего я никогда не знала. Оказывается, дядя Саша не случайно повторил слова "тащить за волосы".- Во всем виновата моя бабушка. Она наказывала своих детей, дергая их за волосы. И отец и его брат это сильно врезалось в память. Отец в одиночку это наказание вспоминал со смехом, а дядя Саша, это был главный страх. Он всегда вспоминал о матери неохотно и не любил, когда о нем говорили. И во сне дядя Саша видел ее. Часто жаловался:"опять пришел, не отдыхает". После разговора с мамой я выдвинул свою мистическую теорию: в фильме каким-то необъяснимым образом записан кошмар дяди Саши. Лицо старухи. То, что вылезло из гроба, могло быть старухой. Существо, которое дергало за волосы ребенка, который мог быть моим отцом или дядей Сашей. Все это казалось мне связанным и логичным. Я привлек к своей теории тот факт, что дядя Саша был ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС. Пока он находился там непродолжительное время, особых подвигов не совершал и доза полученного излучения минимальна. Можно сказать, просто побывал в "зоне отчуждения" во время военной службы. Однажды я показал пленку другу и рассказал ему свою теорию. Мой друг просто смеялся надо мной. Мои предположения о воздействии радиации он раскритиковал в пух и прах. Сказал: "тогда, если твой мозг рентген, ты можешь видеть свои мысли?".
На самом деле, мой друг не принял это всерьез, потому что думал, что я шучу. Но после этих комментариев я как-то усомнился в его догадках. Ведь объяснить происхождение старой записи на кассете до сих пор невозможно. Вдруг записался на какую-то ерунду давным-давно, и я вообразил себя... И может быть действительно эти мерцающие образы-кошмар. Просто знаний для объяснения этого явления у человека не хватает.