Рождественские концерты в Горно-Алтайске в середине девяностых! Не хочу с ними прощаться. Но всё проходит. Но пока, там в моих воспоминаниях, еще не распался наш танцевальный коллектив «Ва-банк», ещё пока не выросла «Прелестинка», надо бежать. Далеко, далеко. Чтобы не видеть, как на мое место придут новые танцоры. Или, еще хуже, вообще не станет нашего коллектива. Чтобы не видеть, как вырастают маленькие ангелы и превращаются тётушек, замученных жизнью. Чтобы не видеть в зеркале алкоголика-неудачника, ноющего и причитающего, что жизнь прошла мимо. Бежать!
Или жениться? Обрасти детьми, долгами и жирком. Записать и своих детей в танцы. Ходить на концерты и умиляться, вспоминая бурную молодость. А может и самому ещё потрясти стариной, побыть пару лет на сцене.
И ещё в Горно-Алтайске мама, которой тоже одной будет не сладко. И Марта, которая любит меня.
Марта хочет помочь мне. Пару раз показана «Дюймовочка» в центре детского творчества, пора приступать к новому проекту, а у меня нет артистов. Так вот Марта предлагает поставить что-нибудь с её классом. Очень удобно. В журнале посещаемости у меня сразу появляется тридцать человек маленьких артистов, только репетирую я не в ЦДТ, а в школе, сразу после уроков.
Драматургия для любительских и детских театров немного отличается от драматургии для профессиональных театров. Если в последнем случае ценится минимальное количество актеров задействованных в спектакле, что экономит не только время и силы режиссера, но позволяет глубже раскрыть каждого персонажа, а так же гораздо легче делить кассу на двух-трех актеров, чем на тридцать. А вот в любительском театре, а тем более в детском, на первый план выходит задача дать поиграть всем. Даже начальство, курирующее любительские клубы и студии требует массовости, широты охвата. Да и мне самому, как режиссеру хочется, чтобы играли все. Конечно, скажете вы, пострадает качество, и будете правы. Зато массовость дает такие возможности, которые недоступны спектаклям с минимумом персонажей: во-первых, сражения, драки, во-вторых, сама массовка создает живой играющий фон (не даром у Древних Греков все роли, кроме главных, исполнял хор), а в-третьих, одного героя могут играть несколько артистов, и через них он может спорить сам с собой и даже устраивать внутри себя целое собрание/сражение, чтобы принять то или иное решение. Впрочем, на этот раз постановка с детьми, и нам не до таких тонкостей.
Итак, ищем детскую пьесу с тридцатью персонажами. И я выбираю «Снежную королеву». Герда – 1, Кай – 2, Бабушка – 3, Снежная Королева – 4, Колдунья – 5, Розы – 6, 7, Ворон и Ворона – 8, 9, Принц и Принцесса – 10, 11, Кучер в карете – 12, Разбойники – 13, 15, 14, 16, Юная разбойница – 17, Северный олень – 18, Лапландка – 19, Финка – 20, ну, добавьте Злого тролля и маленьких троллят из Пролога, вот вам и весь класс участвует.
Родители шьют костюмы. Я делаю декорацию-раскладушку, и карету. Репетиции проходят весело. Особенно мне запомнился момент, когда Герда и Кай должны были обняться. Второклассники хихикали и никак не могли приступить к ответственному действию. Пока в конце концов Герда, Маша, не сказал: «Ну что ту такого?» Взяла и обняла обомлевшего Мишу, то есть Кая. И получилось так естественно. С Гердой я не ошибся! Не знаю, что с Машей (кажется, так её звали) сейчас, очень надеюсь, что такой талант не пропал.
Да и вообще ребятишки на редкость подобрались, с ними не всегда легко, но интересно, прямо удовольствие получал от такой работы. И, при этом, прекрасно понимаю, что мы не ТЮЗ, где играют профи, не дорогая детская труппа, куда проводят кастинг в несколько отборочных туров. Это были простые дети. Но они жили в сказке. Когда на карету с Гердой нападали разбойники, мальчишек трудно удержать. У всех игрушечные сабли. По сюжету Кучер должен был испугаться и бежать, оставив Герду одну. На репетициях приходилось все время давать ему команду «струсить», потому что он не хотел бежать, а желал сразиться с разбойниками. Но во время спектакля команды «трусить» не было, и кучер показал себя настоящим героем, обороняясь от четверых разбойников неистово, с энтузиазмом и не чувствуя ни малейшего страха. Сцена затягивалась, участники и не думали останавливаться, родители и классы постарше хохотали, эхо битвы металось под сводом школьной столовой, где происходило первое представление. Герда выскочила из кареты и остановила Кучера: «Беги, несчастный, если не хочешь погибнуть». «Несчастный» и не собирался погибать, но слова Герды вернули его в реальность и он скромно ретировался.
Ещё на генеральной репетиции, во время своей речи обращенной к Каю, прекрасная Снежная королева просто упала в обморок. Как я вовремя заметил и успел подхватить её уже летящую со стула – удивляюсь до сих пор.
Сложнее всех было девочке, которая играла Бабушку. Но ребенок так перевоплотился, что даже я обомлел, не то что родители. Наверное, где-то подсмотрела: очки, платок, чепчик, трясущаяся голова, ходящие ходуном руки, плавающая речь.
В школе был успех. Нас направили участвовать в городском детском театральном фестивале. Младше нас там никого не было. Действие происходило в задние автоколонны1931, где раньше размешался Центр молодежной политики, там был небольшой зал. Думаю, если выстраивать по местам, то мы из всех школ города заняли последнее место, но я всё равно горд своей маленькой труппой, никто из них не растерялся, все отыграли честно.
А первое место занял замечательный спектакль школы №4. Там играли старшеклассники. А главную роль, кто бы вы думали? Александр М., мой будущий друг. Но тогда мы не были знакомы, даже заочно. Мне просто понравился исполнитель главной роли. На сцене громоздилось много шкафов, мебели, даже ковер висел. То есть прямо настоящие декорации. Суть пьесы была в том, что старшеклассник шел на золотую медаль, и он бы её получил, но вдруг он выясняет, что медаль ему хотят дать не совсем залужено, вроде как родители постарались, и он отказывается от такой награды. Такая вот простая воспитательная идея. Но как Саша разыгрывал внутренний конфликт! Несмотря на возраст артистов, они заставили сопереживать, и заслужили победу.
Мы с Мартой устроили для нашей труппы чаепитие, похвалили каждого, и остались от этого спектакля только теплые воспоминания. И сразу стало грустно, столько усилий, труда, а все закончилось в один миг. Как же убивает мимолетность танца и театра! Раз и нет ничего, видео, фотографии – не в счёт. Другое дело литература. Можно перечитывать и перечитывать. И в любой день вернуться к любимым местам. И пережить всё заново.
Сергей Решетнев ©