Многие страны укрепляют свою легитимность, создавая рентную зависимость населения и становясь единственным распределительным центром сконцентрированных благ. Подобная схема служит для усиления контроля - бюджет пополняется доходами корпораций-олигополий (в развитых странах) и рентными доходами (продажа природных ресурсов в менее развитых государствах).
Природная рента остается актуальной лишь при росте спроса на соответствующие ресурсы. В худшем случае, бюджет пополняется за счет выкачивания ресурсов из населения - разумеется, подобный подход работает лишь на ограниченном промежутке времени, однако в будущем отбрасывает страну в развитии, а то и вовсе оставляет ее в руинах.
Вампир, который правит деревней из готического замка и пьет по ночам кровь простых жителей, не создает благоприятной среды для роста рождаемости или общественного благосостояния, а потому, постепенно вычерпывает накопленный простыми людьми ресурс, приводя себя и деревню к краху. К несчастью, процесс деградации может растягиваться на длительное время, в ходе которого жители деревни постепенно начинают воспринимать насилие, ложь и беспрецедентный цинизм как данность, а затем и вовсе утрачивают способность отличать “ужасные извращения” от простой обыденности.
Современность “подарила” нам тренд, в рамках которого отдельные уголки планеты способны загнивать и превращаться в локальные филиалы “ада”, при полном отсутствии внимания и поддержки со стороны международного сообщества. Хуже всего то, что жители таких регионов со временем утрачивают стремление к справедливости и истине, привыкают, адаптируются и переходят на сторону коррупции и зла. При этом, многие наши современники оценивают изменения не с позиций распада ключевых общечеловеческих ценностей и естественной для развитого общества тяги к справедливости, но исключительно с позиций личной выгоды - возможности отправиться в отпуск, получить “откат” или ничем не обоснованный грант, а то и взять в кредит новое авто или “айфон”.
Конец эксплуатации
Природа доходов государства, связанных с использованием промышленных роботов или продажей природных ресурсов, избавляют власть имущих от потребности в присвоении плодов труда простых граждан. Народ становится для власти обузой - как финансовой, так и экологической. Восстания и забастовки утрачивают смысл - ни дары недр, ни роботы в подобных событиях не участвуют.
Сможет ли человечество избавиться от “вампиров” и пережитков темного прошлого? Безусловно, такая возможность существует - а главное, она не требует жертв и кровопролития. Как ни странно, на помощь приходят современные технологии и новый общественный уклад. “Мягкая” смена парадигмы не несет революционных перемен, что, в свою очередь, позволяет избежать чудовищных потрясений. В прошлом материале мы говорили о том, как в наш мир постепенно вползает новая реальность - устаревшие процессы и обслуживающие их люди постепенно замещаются автоматикой и процессами будущего, милосердными к простым гражданам, а главное - лишенными вовлеченности в решаемые проблемы, личной заинтересованности и прочих человеческих пороков.
Современные инновации интересны тем, что, несмотря на естественною разрозненность, большая их часть служит единой цели: уничтожению расстояний между физическими и виртуальными объектами. Иными словами, децентрализованное сообщество ничем не связанных инноваторов “втаскивает” в наш мир вполне централизованную систему, искореняющую людскую разобщенность и замещающую людей в критически-важных процессах.
Чем нас порадуют автоматизация и цифровизация? В первую очередь, высокие технологии позволят нам кардинально пересмотреть правила игры и социальный контракт.
Вертикальные фермы и лаборатории избавят людей от первородной необходимости “убивать, чтобы жить”, крипта разрубит чудовищный узел замусоренной “дешевыми деньгами” экономики, Интернет позволит каждому человеку стать тем, кем ему всегда хотелось быть, VR дарует любой опыт, избавит от страхов, поспособствует обучению и формированию нового поколения, а роботы свяжут мир воедино и избавят человечество от форматов “образования как социальной передержки” и “работы по нелюбимому направлению как жертвоприношения”.
Устаревшие социальные системы трансформируются и встроятся в оцифрованный “игровой” трансформер, способный поглотить любые пирамидальные структуры былого.
Что это значит?
Общество сможет геймифицировать любые процессы, наделяя их неформальной ценностью. Кроме того, государства получат возможность распределять базовый доход, основываясь на личном вкладе каждого человека в дело “человечества как децентрализованной корпорации”. Мы обязательно рассмотрим варианты подобных “игровых” сообществ в одном из следующих материалов.
Базовый доход: уже не утопия
В 2017-2018 годах концепция базового основного дохода (БОД) перешла из формата радикальной идеи и утопии в ряд государственных экспериментов, в которых приняли участие несколько тысяч человек.
Как мы уже говорили, сокращение платежеспособной аудитории ведет мир к экономическому спаду, а трудоустройство миллионов людей превращается в акт благотворительности, а отнюдь не в привычный, хотя и печальный процесс присвоения плодов их труда.
Ряд исследователей и экспертов предлагают развитым странам постепенно двигаться в сторону гарантированного базового дохода - концепции, предусматривающей регулярные выплаты определенной суммы каждому члену общества со стороны государства. Задумка предусматривает выплаты всем членам сообщества, независимо от их уровня дохода и выполняемой работы.
Откуда взять деньги на выплаты БОД?
Билл Гейтс предложил обложить налогами роботов, Сэм Альтман считает, что США должны выплачивать гражданам небольшой процент от ВВП (что превратило бы американцев в акционеров своей страны), а британский миллиардер Ричард Брэнсон предположил, что финансировать БОД должны алгоритмы искусственного интеллекта (по его мнению, развитие ИИ увеличит богатства развитых стран, однако сократит число рабочих мест - соответственно, “заработок” алгоритмов необходимо будет распределить между всеми членами общества).
Будущее человечества тесно связано с “цифрой” и автоматизацией - жить по-старому уже не получится. В следующих материалах цикла мы поговорим о существующих экспериментах с БОД, предстоящих переменах и Китае - единственной стране, которая пытается открыто ранжировать своих граждан в рамках экспериментальной системы “социального кредита”.
Продолжение следует.