Недавно я сравнивала манеру одеваться и любимые интерьеры маркизы де Помпадур с модными увлечениями Марии-Антуанетты. Мне захотелось найти и в Москве дом, который воплощал бы характер, стиль и вкус своей хозяйки. Это было непросто: один дом был полностью перестроен наследниками известной красавицы; второй хоть и сохранился - да о самой красавице известно не так много. И вот дом нашелся, нашлась и хозяйка. Сегодня поговорим о складе характера, манере одеваться и об удивительном особняке Зинаиды Морозовой.
Зиновия Григорьевна, урожденная Зимина, происходила из влиятельной старообрядческой семьи, получила домашнее воспитание, увлекалась театром и музыкой. В 17 лет родители ее выдали замуж за человека одного с ними круга, из рода Морозовых, ветви "Викуловичей". Но уже спустя год Зиновия увлеклась... двоюродным дядей мужа. Тоже Морозовым, но из ветви "Тимофеевичей". Однажды Савва Тимофеевич пригласил родственника с женой в гости, однако, родственник предпочел отправиться на охоту, и жена... явилась без сопровождения. Мать Саввы уже тогда была шокирована поведением Зиновии - а уж когда стала замечать, что встречи сына с родственницей приобретают постоянный характер, то и вовсе расстроилась. Савва навсегда запомнил ее слова, сказанные вместо свадебного поздравления: «Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо». Да, Зиновия развелась с первым мужем-Морозовым, чтоб спустя полтора года снова связать себя с мужчиной из этой семьи.
Родитель Зиновии высказался еще жестче, вновь отправляя дочь под венец, но разговор у нас не о проблеме отцов и детей, а о модах.
Савва Тимофеевич обожал жену и ни в чем ей не отказывал. Зиновия окружила себя преподавателями разных наук, выучила иностранные языки, сменила имя на более светское - Зинаида - и стала хозяйкой модного салона. А для того, чтоб салон вышел совсем замечательный, Савва подарил ей особняк на Спиридоновке. В качестве архитектора был приглашен Федор Шехтель, а в качестве идеи заказчик подкинул тему старинной английской архитектуры.
Пока дом только строился, Москва уже полнилась слухами о невиданном и чудесном доме. А когда Морозовы въехали в особняк и устроили большой приём в честь этого события, многие воочию убедились в том, что слухи не врали. К слову, князь С. А. Щербатов оставил такие воспоминания о новоселье: " Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова …большого ума, с прирожденным тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием".
Кстати "королевское величие" Зинаиды порой малость зашкаливало. Так, в 1896 году во время открытия Нижегородской Всероссийской выставки шлейф платья Морозовой оказался длиннее, чем у императрицы, жены Николая II. Мужу Зинаиды пришлось весьма неловко: это было очень грубое нарушение правил этикета!
Сравним модный образ 1890-х годов с интерьерами особняка на Спиридоновке.
Высокие рукава 1890-х, объемные у плеча и сужающие к локтю - вот символ моды тех лет.
Так как готические интерьеры, на мой взгляд, мало соотносятся именно с эстетикой 1890-х гг (то ли дело, с 1900-ми!), то добавим еще одно фото гостиной:
В 1905 году у Саввы Тимофеевича начинается болезнь с расстройством личности. Мать и жена принимают решение о лечении, доктора же прописывают отдых и отъезд за границу. Супруги едут в Берлин, а оттуда в Канны. Не будем вдаваться в революционную подоплеку истории (а так же в историю романа Саввы с актрисой Андреевой) - но 26 мая того же года Зинаида нашла мужа мёртвым, с простреленной грудью. Надо сказать, никто не поверил, что это было самоубийство.
Впрочем, Зинаида вскоре выставила особняк на продажу, сказав, что не может жить в доме с привидением. Дом купил другой поклонник Шехтеля - Рябушинский.
Я же говорила, что стилистика 1900-х годов готическому особняку Морозовой подходит больше: уходит объемный рукав жиго, появляется вертикальная линия силуэта, сильнее обозначен S-образный изгиб тела. Самое время для готики!
Подводя итог, хочу сказать, что в данном случае, возможно не все интерьеры особняка соответствовали внешнему облику хозяйки - как это было с мадам де Помпадур в Версале и с Марией-Антуанеттой в Малом Трианоне. Однако, желание удивлять, покорять и - безусловно - самовыражаться, к чему так была склонна Зинаида Григорьевна, особняк более, чем удовлетворил.