Я думаю все знают о "дороге жизни"? Это дорога, проложенная по льду Ладожского озера, во время блокады Ленинграда. Для тех кто запамятовал.
Но мало кто знает, что под толщей воды была проложена... первый в мире подводный трубопровод, "артерия жизни", о которой немецкие захватчики так и не узнали...
Великая Отечественная война таит в себе множество тайн, показывает на что способен человек, даёт урок людям, а также возможные способы решения сложившихся ситуаций (проблем). Каждый может поставить свои аргументы вместо каждого пункта, не суть важно.
872 дня длилась Блокада Ленинграда, в пик голода и холода, в день умирало до 8-ми тысяч человек. Представьте улицы, заваленные окоченевшими телами. Представили? Думайте...
Но даже в такие моменты ленинградские заводы выпускали танки, вооружения и боеприпасы, которые сразу вступали в дело.
"Дорога жизни" помогала снабжать людей, частично, продовольствием и необходимыми вещами, вывозя гражданское население и раненых, но оставалась загвоздка...
Горючее - кровь современной войны. Попробуйте под обстрелом привезти тонные горючего, навряд ли получится.
В связи с этим было решено построить трубопровод, но как и где?
Правильно - под водой самое безопасное место.
Для справки, Ладожское озеро, хоть и называется "озером", но шторма бывают и в 9-10 баллов, Ладога коварна. Так что строить трубопровод не решались и в мирное время, не то что в военное, работая под обстрелом, по 16-17 часов в сутки. И ведь построили! За каких-то 40 с лишним дней.
Я считаю это если не чудом, то подвигом. А вы?
Человек способен прыгнуть выше головы.
Необходимо было проложить 30км труб, из которых по суше - 8,5км.
Глубина достигала 13 метров, были привлечены инженерные части, подводники, а также проектная контора треста «Центроспецстрой», контроль над проектом был за небезызвестным Косыгиным, о котором у нас ещё будет отдельная статья (если бы не он, Союз развалился бы ещё раньше).
Трубы брали на Ижорском заводе, под обстрелом, ночью. А вся работа проводилась в условиях секретности, даже ночью работали без освещения.
Опыта в подобной работе не было и всё началось с аварии, километровую плеть, которую второпях сварили и уже опустили в воду - оборвало, на Ладоге начался шторм, страхующего буксира не было. Дух людей упал, но нужно продолжать...
В последующем подобных аварий не случалось, около 15 плетей с 31 мая по 14 июня было уложено на дно озера, бензопровод почти проложен... 19 июня комиссия приняла работу и 40 тысяч тонн горючего было доставлено на "малую землю" в течение 20 месяцев.
Если бы не героизм, самоотверженность людей, строивших сам трубопровод, если бы не инициатива отдельных людей (Косыгина в частности), навряд ли удалось бы удержать Ленинград и снять блокаду в дальнейшем. Да и кто знает, как пошёл бы ход войны в таком случае...
Здоровья, счастья и удачи всем!
Любите историю, товарищи!