Виртуальная реальность здесь: люди могут надеть наушники и датчики и взаимодействовать с аватарами CGI себя и других в видеоиграх, симуляциях военной подготовки, инженерных конструкциях помещений и даже виртуальных медицинских лабораториях. Но у этих аватаров есть проблема. Они имеют тенденцию быть грубыми, невыразительными, графическими куклами носка, испытывая недостаток в той человеческой способности выразить тонкую лицевую эмоцию. Гильермо Берналь, аспирант Массачусетского технологического института, возможно, только что нашел решение. В 2017 году Берналь запустил Emotional Beasts, чтобы адаптировать готовое оборудование виртуальной реальности с открытым исходным кодом для создания эмоциональных аватаров VR.
За свою работу MIT наградил Берналя премией Гарольда и Арлин Шницер в области изобразительного искусства 2019 года. “Если вы пойдете на любую современную платформу виртуальной реальности, вы увидите аватары с лицами, которые являются статическими масками”, - сказал 32-летний Берналь в заявлении, объявляющем приз. "Я хотел бы дать им выражение лица, чтобы показать, счастливы ли они, удивлены или даже сердиты.”
Но это легче сказать, чем сделать. Для того чтобы аватар выражал кипящую ярость, смущенное возбуждение или осторожное любопытство, компьютер, управляющий аватаром, должен уметь ощущать те же эмоции в живом человеческом субъекте. Тогда есть потенциальные вторичные эффекты. Если вы научите компьютер читать эмоции, скажем, для того, чтобы создать виртуальный класс для беженцев или облегчить удаленную диагностику психического здоровья, что помешает какому-то розничному продавцу использовать ту же технологию, чтобы выяснить, какие изображения и объявления вас возбуждают?
Другими словами, что помешает кому-то использовать эмоциональный VR для продажи нам вещей? Во-первых, закон. Поскольку Берналь совершенствует свою технологию, он также борется с этическими и юридическими последствиями своего возможного успеха.
Берналь сначала должен оснастить гарнитуру VR датчиками, которые могли бы точно читать широкий спектр человеческих эмоций. Он начал с гарнитуры Vive VR, которая продается по цене около $ 500, и модифицировал общую установку оборудования с дополнительными датчиками. У Vive уже есть камера для отслеживания движений глаз пользователя микрофон для регистрации голосовых команд. К этому Берналь добавил то, что он назвал “датчиками биосигналов".” Сухие электроды измеряют напряжение кожи на лбу, индикатор того, насколько владелец потеет, что в свою очередь указывает, насколько они взволнованы. Берналь также добавил датчик сердечного ритма на виске пользователя и изменил микрофон, чтобы зарегистрировать различные тона голоса.
В сочетании, датчики, позволяют эмоциональным животным настройки " получить представление о физическом состоянии респондентов, уровень тревоги и стресса (возбуждение), и ... определите, как изменения в их физиологическом состоянии связаны с их действиями и решениями”,- написал Берналь в исследовательской работе. Гарнитура подключается к кластеру компьютерных микроконтроллеров, которые запускают пользовательские алгоритмы в скрипте Python и подают все это в пространство VR, созданное Берналом с использованием графического движка Unreal с открытым исходным кодом.
К 2018 году у него был рабочий прототип. Но изменение аппаратного обеспечения и написание программного обеспечения является лишь частью решения. Берналю тоже нужны данные. В частности, библиотека о том, как различные группы людей во всем мире выражают разные эмоции. То, как молодой белый парень из высшего среднего класса в Америке показывает гнев на лице, не обязательно так, как это может сделать китаянка среднего возраста, работающая в рабочем классе.
"Эмоции более сложны и социально детерминированы, чем простая положительная-отрицательная, сильная-слабая модель возбуждения”, - предупреждает команда во главе с Мередит Уиттакер из Нью-Йоркского университета в исследовательской работе 2018 года. "Даже различение страха, тревоги и отвращения по физиологическим признакам оказывается чрезвычайно проблематичным.”
Чтобы точно спроецировать эмоции пользователя на аватар VR, система должна говорить на эмоциональном языке пользователя. ” Данные-король во всем, что мы делаем", - сказал Берналь The Daily Beast. Прямо сейчас, добавил он, “данных нет.” Следующим шагом, этим летом, является создание жесткой, простой в использовании версии системы эмоциональных зверей, которую Берналь может поделиться с тестировщиками по всему миру. Они будут играть с новой настройкой VR и подавать полученные данные в онлайн-хранилище, чтобы Берналь мог начать строить свою глобальную библиотеку эмоциональных выражений.
Могут возникнуть этические и правовые препятствия. Некоторые юрисдикции уже дают потребителям право вето на коммерческое использование их физиологических данных, и это может ограничить объем набора данных Берналя, не говоря уже о усложнении более широкого развертывания empathetic VR.
"Закон о конфиденциальности потребителей Калифорнии, например, охватывает биометрическую информацию и не допускает исключения, основанного на идее, что лицо или другая биометрическая информация общедоступна”, - сказал Марк Маккарти, профессор Джорджтаунского университета и эксперт по конфиденциальности, сказал The Daily Beast. "Закон о конфиденциальности биометрической информации штата Иллинойс запрещает компаниям собирать, использовать или делиться биометрической информацией без информированного согласия. Таким образом, выяснение ваших эмоций по тому, как вы выглядите или ходите, или ваше сердцебиение требует вашего разрешения.” Берналь сказал, что знает о препятствиях, которые ему придется преодолеть. ” Нам нужны эти диалоги", - сказал он The Daily Beast.
Именно Берналь может развязать юридические и этические узлы, система, такая как эмоциональные звери, может оказаться полезной, сказал Маккарти. Представьте себе диагностическую машину, которая может взглянуть на лицо пациента и диагностировать психическое заболевание. - Если бы обученные системы ИИ смогли распознать начало депрессии на ранней стадии, это было бы здорово.”
Конечно, система Берналя или что-то подобное далеко не достаточно надежна для широкого использования в качестве чего-либо, кроме игры. - Перед развертыванием его нужно много тестировать, - сказал Маккарти.
Если все это сработает, можно представить себе точку в будущем, где наши VR-я почти так же выразительны, как наши плотские и кровные тела, писал Берналь. Эта возможность, утверждал он, оправдывает его работу над эмоциональными животными. "По мере того, как эта среда движется вперед, этот и другие инструменты-это то, что поможет области виртуальной реальности расшириться от среды опыта поверхностного уровня до глубокой, эмоционально привлекательной связи между людьми”,-сказал он.
Отбросьте все сомнения: виртуальная реальность становится более реальной с каждым днём. И каждый день для неё находят всё больше применений.