Достопримечательности бывают разными. Одни из них рукотворные, а другие природа создала сама. Сегодня я поведаю о необычной достопримечательности, которая была сделана людьми совместно с матушкой природой. Речь пойдёт о Вышневолоцкой водной системе.
Летом 2017 года я посетил один из городов в Тверской области - Вышний Волочёк. Ещё из университетского курса Истории России я знал, что город этот не простой, а важнейший торговый и транспортный узел. Город поразил меня не только своей архитектурой, но и большим ровным каналом, который протекает прям по исторической части города.
Ну а теперь обо всём по порядку.
В 1703 году Пётр Первый решил построить новую столицу на реке Нева. Естественно, что для возведения города на болоте требовалось большое количество строительных материалов, а так же продовольствия для обеспечения рабочих. Железная дорога с паровозами ещё не были изобретены, а дороги оставляли желать лучшее... В связи с этим большинство грузов доставлялось водным транспортом. Именно поэтому Пётр Первый издал указ в котором повелевает построить специальный водный канал, который связывал бы две реки: Тверцу и Цну.
Само сооружение должны было проходить через древний волок (именно отсюда и пошло название города Вышний Волочёк). По моде тех лет, на строительство был приглашён голландский мастер Адриан Гаутер. Вместе с ним из Европы прибыла и его команда из 10 строителей. Всего же на стройплощадке работало до 6 тысяч человек. В 1709 году все работы по каналу были завершены.
Длинна канала составила 2811 метра
Ширина 15 метров
Установлено 2 шлюза
Изначально Канал был назван Гагаринским был в честь куратора проекта князя М. П. Гагарина.
Во время эксплуатации водной системы стали видны просчёты голландских мастеров. Воды в нём не хватало, существовали проблемные места для прохождения грузовых барж. Канал содержался очень плохо что и привело к закрытию на нём судоходства в 1718 году.
Вторую жизнь этому сооружению подарил Новгородский купец Михаил Сердюков. Он поделился своими идеями с Петром Первым и тот 26 июня 1719 года издал указ об отдаче М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути. Купец в кротчайшие сроки восстановил и улучшил судоходство. Была построена плотина, бешлот и первое в России водохранилище. В следствии чего уровень воды в канале значительно вырос. Уже в 1722 году по воде пошли первые баржи. При этом стоимость всех работ было в разы ниже, нежели чем у Голландских мастеров.
К 1760-м годам Вышневолоцкая водная система превратилась в отлично налаженную и экономически выгодную транспортную систему.
В 1785 года Екатерина Вторая совершила ознакомительное путешествие по водному пути. Для Императрицы и свиты путешествие на барке по воде до Санкт-Петербурга заняло всего лишь 10 дней.
После своей поездки Императрица приказала укрепить берега канала гранитными блоками, а так же перестроить некоторые бейшлоты. Деревянные сооружения были заменены на каменные аналоги.
С распространением железных дорог, нужда в водном пути отпала. Сегодня Тверецкий канал представляет собой лишь одну из достопримечательностей Вышнего Волочка.
Подписываемся на канал! Впереди много путешествий!