Найти тему
Военные Путешествия

Крупнейшая гидротехническая система Европы конца XVIII века

Достопримечательности бывают разными. Одни из них рукотворные, а другие природа создала сама. Сегодня я поведаю о необычной достопримечательности, которая была сделана людьми совместно с матушкой природой. Речь пойдёт о Вышневолоцкой водной системе.

Летом 2017 года я посетил один из городов в Тверской области - Вышний Волочёк. Ещё из университетского курса Истории России я знал, что город этот не простой, а важнейший торговый и транспортный узел. Город поразил меня не только своей архитектурой, но и большим ровным каналом, который протекает прям по исторической части города.

Канал протекает по всему городу
Канал протекает по всему городу

Ну а теперь обо всём по порядку.

В 1703 году Пётр Первый решил построить новую столицу на реке Нева. Естественно, что для возведения города на болоте требовалось большое количество строительных материалов, а так же продовольствия для обеспечения рабочих. Железная дорога с паровозами ещё не были изобретены, а дороги оставляли желать лучшее... В связи с этим большинство грузов доставлялось водным транспортом. Именно поэтому Пётр Первый издал указ в котором повелевает построить специальный водный канал, который связывал бы две реки: Тверцу и Цну.

В некоторых местах берега канала сильно заросли
В некоторых местах берега канала сильно заросли

Само сооружение должны было проходить через древний волок (именно отсюда и пошло название города Вышний Волочёк). По моде тех лет, на строительство был приглашён голландский мастер Адриан Гаутер. Вместе с ним из Европы прибыла и его команда из 10 строителей. Всего же на стройплощадке работало до 6 тысяч человек. В 1709 году все работы по каналу были завершены.

Длинна канала составила 2811 метра
Ширина 15 метров
Установлено 2 шлюза

Изначально Канал был назван Гагаринским был в честь куратора проекта князя М. П. Гагарина.

Во время эксплуатации водной системы стали видны просчёты голландских мастеров. Воды в нём не хватало, существовали проблемные места для прохождения грузовых барж. Канал содержался очень плохо что и привело к закрытию на нём судоходства в 1718 году.

В данной части стенки канала облицованы гранитом
В данной части стенки канала облицованы гранитом

Вторую жизнь этому сооружению подарил Новгородский купец Михаил Сердюков. Он поделился своими идеями с Петром Первым и тот 26 июня 1719 года издал указ об отдаче М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути. Купец в кротчайшие сроки восстановил и улучшил судоходство. Была построена плотина, бешлот и первое в России водохранилище. В следствии чего уровень воды в канале значительно вырос. Уже в 1722 году по воде пошли первые баржи. При этом стоимость всех работ было в разы ниже, нежели чем у Голландских мастеров.

Воозде одного из Бейшлотов, к сожалению на самом водосбросе фотографировать Запрещено
Воозде одного из Бейшлотов, к сожалению на самом водосбросе фотографировать Запрещено
Памятная табличка
Памятная табличка

К 1760-м годам Вышневолоцкая водная система превратилась в отлично налаженную и экономически выгодную транспортную систему.

Ещё одна информационная табличка
Ещё одна информационная табличка

В 1785 года Екатерина Вторая совершила ознакомительное путешествие по водному пути. Для Императрицы и свиты путешествие на барке по воде до Санкт-Петербурга заняло всего лишь 10 дней.

Через канал перекинуто множество мостиков
Через канал перекинуто множество мостиков

После своей поездки Императрица приказала укрепить берега канала гранитными блоками, а так же перестроить некоторые бейшлоты. Деревянные сооружения были заменены на каменные аналоги.

Горожане любят прогуливаться вдоль канала
Горожане любят прогуливаться вдоль канала

С распространением железных дорог, нужда в водном пути отпала. Сегодня Тверецкий канал представляет собой лишь одну из достопримечательностей Вышнего Волочка.

Подписываемся на канал! Впереди много путешествий!