США, ЧИКАГО
Чикагский Уиллис Тауэр (до 2009 г. – Сирс-Тауэр) был небоскребом, которого мир ждал с начала 1930-х гг. После нью-йоркских Крайслер-Билдинг (1930) и Эмпайр-Стейт-Билдинг (1931) в рамках международного модернизма проектировались очень высокие здания – напоминающие коробки и довольно однообразные сооружения. Когда, наконец, в 1973 г. был построен Уиллис Тауэр, оказалось, что небоскребы могут иметь и более сложную композицию (в отличие от ныне разрушенных башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, которые, когда были закончены в 1972/73 гг., недолго были самыми высокими зданиями в мире).
Уиллис Тауэр было самым высоким зданием в мире почти четверть века, до завершения Башен Петронас в Куала-Лумпуре, которые превзошли Уиллис Тауэр всего на 22 м. При этом, благодаря паре 84-метровых антенн, венчающих здание, Уиллис Тауэр еще долго сохраняло статус здания с самой высокой вершиной. С учетом этих антенн здание достигает высоты 526 м.
Конструкция небоскреба
Созданный для американской торговой фирмы Сирс, Роубак & Co., проект Сирс-Тауэр (именно так изначально назывался небоскреб) заменил более ранний, предполагавший создание бвух башен вдвое меньшей высоты. Новый же проект 442-метрового здания фактически соединил в себе девять башен. Разработанный американской архитектурно-инженерной фирмой Скидмор, Оуингс и Меррилл (СОМ), Сирс-Тауэр составлен из девяти отдельных объемов, каждый из которых не является особенно мощным, но будучи соединенными, они достаточно прочны и устойчивы, чтобы сформировать очень высокое и стройное сооружение. Именно такое инженерное сооружение позволило СОМ использовать в форме здания драматические ступени, которые также имели два дополнительных преимущества:
- Фирма Сирс могла занять большие по площади этажи в нижней части здания и сдать в аренду меньшие этажи наверху.
- Ступени облегчают впечатление от башни в общем силуэте Чикаго, постепенно «обрезая» то, что в противном случае было бы грандиозным монолитом.
Каждая башенная ступень-объем имеет ширину 23 м. Между ее центральным ядром и периметром не предусмотрено никаких опор. Две ступени башни поднимаются до 50 этажа, еще одно их пара доходит до 66 яруса, три объема имеют высоту 90 этажей и еще два соответствуют полной высоте башни, насчитывая 110 этажей. Под этой обширной громадой помещается автостоянка на 160 мест.
Оболочка башни
Изящество здания, расположенного в стратегически важной западной части «Петли» - делового центра Чикаго, подчеркивается его внешней оболочкой из тонированного стекла бронзового оттенка и черного анодированного алюминия. Здание оснащено более чем 16.000 окон, которые регулярно очищаются автоматическими машинами. Последние двигаются по рельсам, встроенным в навесные стены. В 2006-2007 гг. все окна здания получили многослойные стекла с особым пластиковым слоем, поглощающие ультрафиолетовое излучение, уменьшающие приток тепла и пропускающие больше естественного света. Есть надежда, что новые окна позволят существенно уменьшить количество энергии, потребляемой системами охлаждения здания.
«Косяки» Сирс-Тауэр, ныне Уиллис Тауэр
Несмотря на все свои архитектурные и инженерные достоинства, Уиллис Тауэр, к сожалению, не пользуется абсолютным успехом своих обитателей. Чикаго известен своими сильными ветрами (о чем говорит его прозвище «ветреный город», хотя, почти наверняка, это и не самое ветряное место в США). Поэтому возведенная здесь башня, конечно, наклоняется на ветру – в целом приблизительно на 15 см, хотя она была спроектирована с возможностью наклоняться на целых 30 см. Такие высотные здания, как Уиллис Тауэр, должны иметь возможность двигаться – неподвижные, они могли бы сломаться, поэтому их проектируют с возможностью наклоняться, подобно деревьям. Однако, как известно, обитатели верхних этажей башни жалуются на морскую болезнь, а ее оконные стекла трескаются (есть также сообщения, что здание скрипит). Так или иначе, но на стадии проектирования модели Уиллис Тауэр проверялись в аэродинамической трубе (наподобие трубы в Фарнборо), и с башней сегодня не происходит ничего такого, что было бы способно вызвать беспокойство инженеров.
Сирс, Роубак & Co. сегодня уже не занимает башню – компания освободила здание в 1990-х гг. и с тех пор здание принадлежит ряду инвестиционных компаний. Были периоды, когда значительная часть здания пустовала, но недавно башня вновь стала считаться престижным местом для размещения офиса. Уиллис Тауэр до сих пор остается самым высоким зданием в Чикаго и одной из самых узнаваемых башен в мире, что является заслугой инженеров начала 1970-х гг.
Уиллис Тауэр: интересные факты
- Уиллис Тауэр высотой 442 м было самым высоким зданием в мире между 1973 и 1996 г.
- Весящая 204.570 тонн, башня состоит из девяти взаимосвязанных объемов, всего два из которых соответствуют полной высоте небоскреба.
- 70.800 куб. м бетона было использовано при строительстве башни.
- Башня была спроектирована Брюсом Грэмом и Фазлуром Р. Ханом из архитектурно-инженерной фирмы Скидмор, Оуингс и Меррилл. Хан был главным инженером проекта: в честь него в 1998 г. была переименована соседняя с Уиллис Тауэр улица Чикаго.
- Башня имеет 107 этажей офисного пространства, торговые помещения, автостоянку и технический / трансляционный уровень.
- Строительство началось в августе 1970 г., а завершили башню 3 мая 1973 г. Здание было официально открыто в сентябре 1973 г.
- Два цилиндра диаметром 4 м и высотой 26 м являются основаниями для антенн.
- Двухъярусные лифты поднимают людей с первых двух этажей на смотровые площадки на уровне 33-34 и 66-67 этажей. Площадка «Скайдек» на уровне 103 этажа привлекает 1,5 млн посетителей ежегодно и является одной из главных достопримечательностей Чикаго.
- Скалолаз Дэн Гудвин поднялся по внешним стенам Уиллис Тауэр 25 мая 1981 г. и был арестован за посягательства на чужие права владения. Француз Ален Робер повторил трюк 20 августа 1999 г. и также был арестован за нарушение границ.
- По данным маркетинговой компании Simple Analytics, сооружение башни обошлось в 175 млн долларов США.
- Сирс, Роубак & Co. американский гигант розничной торговли, заказавший здание Сирс-Тауэр, ныне занимает невысокий комплекс построек в другом месте Чикаго. В 2009 г. башня Сирс-Тауэр переименована в Уиллис Тауэр в честь нового арендатора.
Спасибо вам за то, что дочитали мою статью до конца. Ставьте ЛАЙКИ, пишите КОММЕНТАРИИ и подписывайтесь на НАШ КАНАЛ!