Найти тему
жомини да жомини

100 романов по версии "Монд": пятидесятые

Оглавление

1950-е годы в рейтинге “Монд” – это новая американская литература, послевоенное поколение “прожигателей жизни” и появление “нового романа”.

Julien Green. Moïra. 1950.
Julien Green. Moïra. 1950.

"Мойра" Жюльена Грина, 1950 год

(другое название: Moïra)

Грин — американец, ставший французом, всю жизнь открещивался от ярлыка католического писателя. Родившийся в очень набожной семье, в своём творчестве Грин постоянно возвращался к теме веры и религии. Роман «Мойра» посвящён судьбе молодого протестанта, который сталкивается с непреодолимым искушением — Мойрой, обольстительной женщиной. Конфликт между внутренней чистотой и внешним грехом приводит к трагедии. Однако автор не пытается осудить героя и полагается на милосердие читателя. Интересно, что главным произведением Грина критики единодушно считают не романы, а его дневники, которые писатель вёл на протяжении всей своей девяностосемилетней жизни. Сегодня вышло уже 12 томов, и, казалось бы, скудная на события жизнь Грина на самом деле вышла увлекательнее всех его произведений.

 Paul Vialar. La Haute Mort. 1951.
Paul Vialar. La Haute Mort. 1951.

"Высокая смерть" Поля Виалара, 1951 год

(другое название: La Haute Mort)

Виалар — настоящая литературная машина. Начинавший как поэт, позже писатель нашёл своё призвание в прозе и написал более восьмидесяти романов, объединяя их в циклы, как Бальзак. «Высокая смерть» вошла в серию «Смерть — это начало» (La mort est un commencement), и Виалар так же, подобно Бальзаку, описывает жизнь французов без разбора: и буржуа, и отставного генерала, и мелких лавочников, и крупных воротил. Виалар прожил почти сто лет и к концу жизни стал патриархом французской литературы.

J. D. Salinger. The Catcher in the Rye. 1951.
J. D. Salinger. The Catcher in the Rye. 1951.

"Над пропастью во ржи" Джэрома Д. Сэлинджера, 1951 год

(другое название: The Catcher in the Rye, L’Attrape-Cœur)

Наверное, сложно представить себе список романов XX века без этого произведения Сэлинджера. Бунт, пьянство и разврат — то, что шокировало американцев и что их притягивало; несмотря на запрет книги в школах, Холден Колфилд стал кумиром для многих поколений подростков, а Сэлинджер — недосягаемой и загадочной фигурой, интерес к которому не ослабевал даже после его затворничества.

François Mauriac. Le Sagouin. 1951.
François Mauriac. Le Sagouin. 1951.

"Обезьянка" Франсуа Мориака, 1951 год

(другое название: Le Sagouin)

Мориак написал небольшую повесть о болезненном мальчике Гийоме, который живёт в постоянном страхе за свою жизнь. Потомственная аристократическая семья ожидала наследника, и слабоумие Гийома сделало его жизнь невыносимой — в конце повести разворачивается трагедия. Мориак, блестящий стилист и тонкий исследователь психологии своих героев, в этой трогательной работе изобразил душу подростка предельно откровенно.

Julien Gracq. Le Rivage des Syrtes. 1951.
Julien Gracq. Le Rivage des Syrtes. 1951.

"Побережье Сирта" Жюльена Грака, 1951 год

(другое название: Le Rivage des Syrtes)

Грак — писатель для критиков проблемный, поскольку его невозможно отнести к какому-то определённому течению. Роман о противостоянии двух вымышленных цивилизаций, Орсенне и Фаргестане, как мираж: вроде бы всё выдуманно, но так знакомо. Орсенна как Венеция, Фаргестан как Тунис. Грак пишет о распаде государств и предчувствии беды, которая всё никак не приходит — в начале холодной войны эти размышления оказались пророческими.

Graham Greene. The End of the Affair. 1951.
Graham Greene. The End of the Affair. 1951.

"Конец одного романа" Грэма Грина, 1951 год

(другое название: The End of the Affair)

Грэм Грин нравится всем. Лихо закрученные сюжеты и простой язык делают его симпатичным автором и для массового читателя, и для интеллектуала. В романе Грин соединяет банальную историю любовного треугольника с христианскими мистическими переживаниями, из-за чего критики назвали произведение чуть ли не католическим. Обозреватель «Монд» так и написал: «Это не литература для маленьких девочек. Хотя сегодня маленькие девочки знакомы с книгами, которые их бабушка не осмелилась бы открыть».

Marguerite Yourcenar. Mémoires d’Hadrien. 1951.
Marguerite Yourcenar. Mémoires d’Hadrien. 1951.

"Воспоминания Адриана" Маргерит Юрсенар, 1951 год

(другое название: Mémoires d’Hadrien)

Титанический труд Юрсенар, это роман — выстраданное детище писательницы. Она и теряла черновики, и сжигала, и вновь находила обрывки, пока не поняла, что не написать это произведение не сможет. Роман в виде писем императора наследнику Марку Аврелию отсылает читателя к богатому эпистолярному жанру Древнего Рима. Юрсенар, тонкая и изощрённая стилистка, провела огромное историческое исследование, чтобы быть исключительно точной в деталях, поэтому сопроводила роман обширными комментариями и примечаниями.

Béatrix Beck. Léon Morin, prêtre. 1952.
Béatrix Beck. Léon Morin, prêtre. 1952.

"Леон Морен, священник" Беатрис Бек, 1952 год

(другое название: Léon Morin, prêtre)

Роман о прогрессивном католическом священнике – самое известное произведение Бек. Романтическая история отношений между атеисткой и молодым кюре разворачивается на фоне богословских диспутов о современной вере и предназначении человека. Бек, вступившая во французскую компартию, написала откровенный и яркий катехизис католика, за что получила Гонкуровскую премию. В 1961 году роман был экранизирован французским киноклассиком Жан-Пьером Мельвилем с Жан-Полем Бельмондо и Эммануэль Рива в главных ролях.

Françoise Sagan. Bonjour, tristesse. 1954.
Françoise Sagan. Bonjour, tristesse. 1954.

"Здравствуй, грусть" Франсуазы Саган, 1954 год

(другое название: Bonjour, tristesse)

Саган ворвалась в литературный мир ярко и неожиданно: в 19 лет они опубликовала этот роман, наделав много шума и собрав рекордные гонорары. Девушка Сесиль, уже разочарованная в жизни и прожигающая её с весёлым безразличием – это отражение самой Саган, всю жизнь крутившейся в светской хронике. Все произведения писательницы пропитаны неудовлетворённостью реальной жизнью и тотальным одиночеством героев, возможно, таким образом Саган транслировала своё отношение к послевоенному поколению гедонистов, которое позже Отто Премингер отразит в фильме 1958 года.

Michel Butor. La Modification. 1957.
Michel Butor. La Modification. 1957.

"Изменение" Мишеля Бютора, 1957 год

(другое название: La Modification)

Путешествие главного героя из Парижа в Рим описано в непривычной для читателя манере: повествование в романе ведется от второго лица единственного числа. Леон Дельмон садится в поезд, чтобы встретиться со своей молодой любовницей, и по пути Бютор описывает его переживания, наблюдения, вот Дельмон придумывает имена своим попутчикам, вот он вспоминает свою жену Анриетту. За время путешествия главные герой будто перерождается и в конце пути твёрдо решает написать об этом опыте книгу. Бютора причисляют к течению “нового романа” во французской литературе, и это произведение – яркий пример подобного направления.

Marcel Pagnol. La Gloire de mon père. 1957.
Marcel Pagnol. La Gloire de mon père. 1957.

"Слава моего отца" Марселя Паньоля, 1957 год

(другое название: La Gloire de mon père)

Первая часть четырёхтомного цикла воспоминаний Паньоля повествует о первых годах жизни маленького Марселя, его отношениях с отцом и матерью. Неспешная история разворачивается на фоне прекрасной природы Прованса, это удивительно тёплая и светлая книга, продолжение которой, “Замок моей матери”, рассказывает о времени становления Марселя. Паньоль был на редкость разносторонним художником и известен в первую очередь как режиссёр и сценарист. Однако его литературный дар, как оказалось, нисколько не уступает другим талантам кинематографиста, первым избранного во Французскую академию.

Борис Пастернак. Доктор Живаго. 1957.
Борис Пастернак. Доктор Живаго. 1957.

"Доктор Живаго" Бориса Пастернака, 1957 год

Русский роман, ставший широко известным на Западе после публикации Фельтринелли, “Доктор Живаго” оказался разменной монетой в холодной войне. Историю Юрия Живаго на фоне революции и гражданской войны советские власти посчитали клеветой и запретили публикацию, а в отношении Пастернака началась массированная травля. Присуждение Нобелевской премии писателю не спасло ситуацию – в 1960 году автор скоропостижно скончался.

André Schwarz-Bart. Le Dernier des Justes. 1959.
André Schwarz-Bart. Le Dernier des Justes. 1959.

"Последний из праведников" Андре Шварц-Барта, 1959 год

(другое название: Le Dernier des Justes)

Французский писатель еврейского происхождения, Шварц-Барт написал роман-хронику поколений евреев, который растянулся  на несколько веков и закончился Холокостом. Семья писателя была депортирована в Освенцим и погибла, после чего Шварц-Барт примкнул к Сопротивлению и воевал на стороне партизан. Книга богата описаниями еврейской культуры, цитатами из идиша, автор на примере провинциального немецкого города показывает, как нарастание антисемитских и нацистских настроений приводят к непоправимой трагедии.

Italo Calvino. Il cavaliere inesistente. 1959.
Italo Calvino. Il cavaliere inesistente. 1959.

"Несуществующий рыцарь" Итало Кальвино, 1959 год

(другое название: Le Chevalier inexistant, Il cavaliere inesistente)

Биография итальянского писателя и журналиста Итало Кальвино вместила в себя и борьбу с фашистами в партизанском движении, и работу в коммунистической прессе, и дружбу с Че Геварой, и увлечение фантастикой. Роман “Несуществующий рыцарь” – часть фантастической трилогии под названием “Наши предки”. Переплетение вымысла и реальности, сказочные мотивы и притчевость – особенности прозы Кальвино в этом произведении.

William Burroughs. The Naked Lunch. 1959.
William Burroughs. The Naked Lunch. 1959.

"Голый завтрак" Уильяма Берроуза, 1959 год

(другие названия: Le Festin nu, Naked Lunch)

Несуразный и провокационный, этот роман Берроуза стал громким скандалом по обе стороны Атлантики: в Европе его запретили на долгие годы из-за описания сцен педофилии и детоубийства, а также гомосексуальной направленности, а в Америке инициировали судебное разбирательство, которое закончилось провалом: книгу не посчитали “непристойной” и разрешили свободно печатать. Произведение Берроуза, нарезанное из дневниковых записей писателя, галлюцинаторных трипов и абсурдистского вымысла, сегодня традиционно входит в число лучших англоязычных романов XX века.