Найти тему

Генри Резник - Отец адвокатской революции

В формообразовании современной адвокатуры России много архаичного, первобытного, это и неудивительно, если учесть, что мы постоянно начинаем все сначала. Традиции древнейшего представительства были стерты сначала монголами, затем Петром I, присяжные поверенные 1864 года уничтожены Октябрьской революцией, советская адвокатура сметена ветром современных перемен. Как говорил Фридрих Ницше: ад – это вечное повторение. Во многом поэтому то, что происходит сейчас в России с адвокатурой со стороны (скажем, из того же Лондона с его вековыми традициями судебного представительства) смотрится дикостью и архаикой. Имею в виду травлю адвоката Генри Резника.

Удивительным образом внимание каждого адвокатского революционера сегодня приковано именно к нему, именно в нем вдруг сфокусировались все беды адвокатского сообщества. Ни Юрий Пилипенко, ни даже формальный виновник «торжества» Булат Юмадилов, ни Евгений Семеняко и другие не имеют чести удостоиться ненависти и удовольствия обличительной борьбы за свободу, демократизацию адвокатуры. Внезапным образом главным реакционером, врагом свободной профессии стал именно он – Генри Маркович Резник. Наблюдается некоторое упоение среди коллег, обвиняющих его, оскорбляющих публично.

Казалось бы, все по Крылову просто: «Ах Мотька, знать она сильна, раз лает на слона», но, к сожалению, благодаря публикации в «Новых известиях» здесь можно усмотреть нечто большее – реализацию парадигмы старейшего Мифа Нового Мира, описанного греками по самым скромным подсчетам более 3000 лет назад. Мы имеем уникальную возможность видеть на практике предмет работы Фридриха Ницше «Человеческое слишком человеческое», воочию убедиться, что есть человеческое, как и чем оно управляется.

Сущность этого Мифа применительно к Современности была прекрасно раскрыта Зигмундом Фрейдом, он указал, что в основе любой революции лежит символическое убийство Отца (монарх, Бог, первоначально в мифе у греков Кронос), через это убийство революционеры (у греков дети Кроноса - Зевс, Посейдон и Аид) становятся братьями, подельниками, связанными узами крови убитого ими. Позже Гегель уложит это в модель триады «Тезис- антитезис- синтез», где синтезом ожидаемо выступит раскаяние за содеянное. Именно в том, что раскаяние предписывалось человеку изначально как синтез противоречия Мира (общества, тезиса) и личности (антитезис) позже Шпенглер увидит успех Христианства. Действительно, божественность в снятом виде (Ф. Ницше).

Задумаемся, как можно в человеке, который спас адвокатуру в 80-х годах («Каратаевщина»), безвозмездно всю жизнь защищал в судах своих коллег, «политзаключенных», единственный, кто возразил публично против присоединения Крыма, выходил с одиночными пикетами против НТВ нашего времени, безупречно служил интересам адвокатуры, отстаивал интересы свободы в России всю свою жизнь и прочее, и прочее, увидеть врага свободы, демократизации адвокатуры? Что позволяет, например, нашему коллеге, который теперь, оказывается, «уже не нуждается в представлении» публично оскорблять Генри Резника, совсем недавно вызволившего его из под стражи?

Думается, именно то обстоятельство, что Генри Резник стал живой легендой при жизни, символом адвокатуры России, неизбежно делает его Отцом современной адвокатской революции. Терзая его, расправляясь над ним, дети революции приобретают силу, наполняются энергией, их дела приобретают сакральное символическое значение. Помните, «ешьте хлеб – это тело мое, пейте вино- это кровь моя»? Христианство – очень непростая религия. Расправа над любым другим – это ничего для революции, надо именно убить Бога, через отрицание его бытия прийти к новому, уверовав в истину Нового Мира. Такова природа людей, человеческое слишком человеческое…

Антропологи подтвердят многое из вышесказанного… но наша заметка не об этом.

Если бы речь шла о любом другом сообществе, то надежды быть услышанным равнялись бы совершенной ничтожности, управлять этими процессами нельзя, как нельзя увидеть свой собственный глаз- только его отражение. Но мы - адвокаты. Адвокаты – единственный институт правосудия, который не трансформирован Великими буржуазными революциями, а возрожден ими в том виде, как он существовал более 2 000 лет назад в Риме. И мы в России, - мы заново начинаем Круг повторения, в ХХI веке, любезно предоставившем нам возможности Информационного общества, которых никогда и ни у кого из нам подобных в прошлом не было. Поэтому qui habet aures audiendi, audiat!

Видеть в Генри Резнике реакционера, врага свободы, демократизации адвокатуры -чудовищная ошибка любого, кто полагает, что он не субъект, управляемый мифологически, а представитель Ratio. Нам не найти более могущественного союзника, чем Генри Резник, в борьбе за права адвокатуры перед лицом государства, более того, история на текущем витке развития России не подарит нам больше такого аналога Ecce Номо.

Обращаясь же к Генри Марковичу Резнику, отметим, что именно благодаря Вам многие приняли решение стать адвокатами, именно Вы продемонстрировали, что такое свобода в профессии адвоката, именно Вы стали Методом, благодаря которому познавали и замеряли адвокатскую реальность. Сбереженная Вами адвокатура, этот островок свободы, среди океана нашей государственности любима всеми, ибо не было бы без любви к ней, а значит и к Вам, столь много детей революции, пленных Мифом новизны, прогрессивности, улучшения…

Позволим себе обратиться и к тем, кто неосознанно копирует матрицу унаследованной Монгольской государственности. Сменяемость высшей должности на основе честных выборов придумана Великим Просвещением для Вашей безопасности, неужели Вы не разумеете? Не надо в сознании людей приближаться к Богу, к тому, кого придется распять, инстинктивно подчиняясь Мифологии Нового Мира…

Sapienti sat!