Если на улице провести небольшой экспресс-опрос среди прохожих и задать им два вопроса: что изображено на картине «Бурлаки на Волге» и кто её написал, думаю, что процентов 90 на первый ответят – изображены бурлаки, которые тащат лодку/баржу/корабль, а на второй правильно ответит, думаю, значительно меньшее число респондентов – от силы 40-50%. Но речь не о том, что не все настолько досконально знакомы с творчеством великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина. Думаю, что это не такая уж и беда – в конце концов, я, вон, тоже не сильно слежу за успехами отечественного песенного бомонда. И ничего, обделенным себя не чувствую.
Речь о другом. Многие ли из тех, кто видел эту знаменитую картину – в музее ли, на открытках, в альбомах или на мониторах, обратили внимание на одну странную деталь: флаг на судне, которое тянут бурлаки, висит вверх ногами?
Почему художник, отличавшийся, в общем-то, скрупулезностью и внимательным отношением к деталям на своих картинах, вдруг допустил такой ляп? Или – это не ляп?
Гипотез на эту тему существует несколько.
Первая версия опирается на современные требования флажного этикета, гласящего, что вывешивание перевернутого флага какой-нибудь страны – это прямое оскорбление. Сторонники этой версии утверждают, что якобы таким образом Репин хотел продемонстрировать свое отношение к царскому режиму в России. Но, во-первых, в середине и конце XIX века ни о каком флажном этикете, да еще и международном, и речи не было. А, во-вторых, к моменту начала работы над картиной Репину было всего 26 лет. Трудно предположить, что молодой студент Академии художеств, не думающий ни о чем, кроме живописи, получивший деньги – 200 р. - на турне по Волге от богатого спонсора, ранее не замеченный в рисовании даже карикатур на сильных мира сего – вдруг решил заявить о своем несогласии с режимом Александра II, да еще таким странным способом. Версия кажется сильно «притянутой за уши».
Еще одна версия опирается на морские традиции. Якобы, перевернутый флаг на мачте судна означает сигнал бедствия, и молодой Илья Репин решил так завуалированно показать, что бедствие терпит вся Россия. И тут можно поспорить. Непонятно, откуда взялось утверждение про перевернутый флаг и сигнал бедствия. У основных морских держав тех лет – Франции, Португалии, Испании и Великобритании - флаги были симметричны (да и сегодня остаются таковыми) при повороте на 180 градусов. И только у двух морских стран - России и Голландии - при повороте или отражении вокруг горизонтальной оси флаги переходили один в другой.
В современных уставах, правилах и протоколах пункта о флаге и бедствии тоже нет и быть не может. Во-первых, сегодня суда, в большинстве своем, ходят под «удобными флагами». И как минимум 13 из них – центрально симметричны. А, во-вторых, в мире насчитывается 252 признанные и непризнанные страны, флаги многих из которых просто симметричны, а у других при поворотах или отражениях переходят один в другой. Так что, прежде, чем кидаться на помощь армянскому судну, вывесившему перевернутый флаг, поинтересуйтесь по рации, не венесуэльский ли это или колумбийский корабль. А «терпящее бедствие» яхта из Кот-Д-Ивуара, скорее всего, окажется мирно дрейфующим ирландским круизером.
В итоге остается самая простая и, в принципе, единственно имеющая право на существование гипотеза - юношеская безалаберность. В те годы (напомню, что писал «Бурлаков» Илья Ефимович четыре года и закончил в 1873 году) в вопросе цветов национального стяга в России творилась полная чехарда и отношение к триколору было далеко не однозначным. Более или менее официальный статус бело-сине-красное полотнище приобрело только в 1883 году (спустя 10 лет после завершения картины), да и то, преимущественно, как коммерческий флаг для судов, следующих в иностранные порты. И еще много лет как национальный использовался черно-желто-белый флаг и только в 1896 году в вопросе «национальных» цветов была поставлена точка - бело-сине-красный триколор. Так что не удивительно, что при написании полотна молодой Репин отнесся к такой малосущественной детали, как расположение цветов на флаге, без должного внимания. Согласитесь, ведь главное в его гениальном полотне – точно не судно и не его флаг.