Найти тему
Киноведьма

Игрушечная история в сериале "Годунов"

Очень люблю исторические сериалы. "Годунова" ждала с нетерпением, потом так же ждала продолжения. Дождалась. Нет, многие вещи принесли настоящее наслаждение - и эстетическое, и историческое. Отличный актерский состав, блестящая игра и главных героев, и второстепенных персонажей (чьи биографии, кстати говоря, очень умело вплетены в сюжет - история изнутри, глазами неизвестных и забытых). Динамичный рассказ о стремительной эпохе. Но...увы и ах, на этом похвалы вынуждена свернуть.

Понятно, что история России полна белых пятен. Понятно, что разные историки давали разные трактовки событиям, а уж художественные произведения - богатейшее поле для вымысла. Но если вы изначально преподносите сериал как почти документальное повествование и трезвоните об этом на всех углах, ну поаккуратнее с трактовками что ли. Особенно с образами очень известных людей.

Да, историк Карамзин Годунова мягко говоря недолюбливал. "Тиран" и "святоубийца" - формулировки говорят сами за себя. Но авторы сериала решили представить Годунова в ином свете - положительном. Что ж, похвально, если бы из положительного персонажа не получился почти святой.

-2

Годунов в исполнении Сергея Безрукова тонок, чувствителен, впечатлителен, постоянно страдает из-за каждого неблаговидного поступка, который, ну конечно же идет на пользу стране. Так страдает, что хочется прямо с ним и поплакать. Годунов в сериале в принципе не может просто избавиться от политических оппонентов, как вообще-то было с Федором Романовым, ни вообще напакостить кому бы то ни было. В истории с царевичем Дмитрием весьма неожиданная трактовка гибели мальчика опять-таки максимально обелила правителя. Да, глубоко проработан образ политика, чьи начинания принесли очевидную пользу государству. Да, создатели сериала подводят зрителя к мысли об усталости и разочарования Годунова в самых основах власти, в близких друзьях, в народе в целом. Но в образ эдакого агнца божия на троне, который не приемлет интриг ради личной выгоды, который в принципе не имеет отрицательных качеств - извините не верю.

-3

А уж как изображен в сериале Федор Романов, в дальнейшем патриарх Филарет - мама дорогая. По степени святости переплюнул Годунова в разы. Да, включили отсылку в темное опричное прошлое боярина и как следствие - раскаяние и возрождение героя. Но он в обоих частях уже, простите, был идеальный. По ходу развития сюжета кажется, что со Смутой в России бороться было в принципе некому. И в стане тушинского вора мы такие прямолинейные и честные, линию свою упорно гнем, и сан патриарха самозванец нам за красивые глаза вручает. С посольством к Владиславу сценаристы опять весьма оригинально вывернулись: никакой поддержки временному правительству, Семибоярщине то бишь, никаких личных выгод от посольства к польскому королевичу, только за страну радеем. Извините, боюсь что реальный Филарет над вами, господа создатели, от души бы поржал.

Дорогие создатели российского исторического кино. Единороги, которые скачут по радуге и какают бабочками, хороши в мультфильмах. "Если ты ходишь по грязной дороге, ты не можешь не выпачкать ног". Сильные мира сего ели, пили, любили, ненавидели, лезли напролом, интриговали, злорадствовали над падением врагов. Черт побери, это, может, и отвратительно, но это было!!! Хорошо, если интересы правителя пересекались с интересами страны, как у Годунова. Но замалчивать темные стороны персонажа, придерживаясь своей концепции, значит держать зрителя за пятилетнего младенца. Извините, хватит. Когда-то мы смотрели фильмы про коммунистов без страха и упрека, кажется, сейчас идем к тому же.