За долгие годы практики рассмотрения споров налогоплательщиков и налоговиков сложились определенные каноны доказывания инспекциями недобросовестности налогоплательщиков и их контрагентов (т.е. объявления контрагента «фирмой-однодневкой») с целью доначисления налогов.
Само собой зачастую все критерии, выработанные налоговиками и судами, далеко не идеальны, не универсальны, не объективны, носят сугубо оценочный и субъективный характер, который у здравомыслящего человека вызывает улыбку, а у налогового инспектора чувство подозрения.
Все критерии чаще всего представляют собой набор косвенных признаков, которые никогда прямо ни о чем не свидетельствуют, но как говорят суды, «в совокупности» представляют собой доказательство недобросовестности контрагента, его отношения к числу «фирм-однодневок».
Так, что же из себя представляет данный стандартный набор инспектора?
Итак, критерии недобросовестности являются следующими:
1. Налоговый инспектор лезет в Федеральный информационный ресурс «Риски», где могут отражаться так называемые риски в отношении контрагента. К числу таковых рисков относятся:
- минимальный размер уставного капитала (т.е. в зоне риска уже многие);
- отсутствие работников;
- отсутствие основных средств и прочих активов для ведения деятельности (т.е. аренда, прокат, наем не в счет, про такие гражданско-правовые конструкции в ИФНС, видимо, никто не слышал);
- представление нулевой бухгалтерской и налоговой отчетности (хотя деятельность контрагента может быть сезонной);
- отсутствие расчетных счетов в банках (хотя зачастую налоговиков смущает и значительное число расчетных счетов в банках);
- частая миграция (т.е. смена места нахождения контрагентом);
- непредставление в налоговый орган ответа на требование, либо привлечение контрагента к налоговой ответственности (например, за несвоевременную уплату НДФЛ по ст. 123 НК РФ) и т.п.
Перечень таких причудлвых критериев весьма обширен, мы взяли самые встречающиеся.
2. Второе что сделает налоговый инспектор, он возьмет банковскую выписку контрагента по движению денежных средств, сделает некий анализ и придет к выводу, что поступление и списание денег происходит с незначительной временной разницей, а это значит, что расчеты носят транзитный характер (т.е. казалось бы нормальная для любой предпринимательской деятельности ситуация становится признаком недобросовестности).
3. Налоговый инспектор может пойти на место нахождения контрагента и в результате проведения осмотра не установить присутствие контрагента на адресе (зачастую это происходит путем осмотра фасада здания на предмет вывесок, либо путем опроса охранника на проходной, что также вызывает определенные сомнения в объективности такого подхода).
4. Очередной галочкой в чек-листе налогового инспектора будет визуальное сравнение подписей директора контрагента на первичке с подписями на банковских документах, регистрационных документов, из чего последует вывод о подписании документов не установленными лицами, с подражанием подписи. Конечно, зачастую налоговые органы идут по пути проведения почерковедческих экспертиз, которые проводятся «прикормленными» экспертами, либо экспертами из структур МВД, которые заранее не заинтересованы в том, чтобы сказать что-то в пользу налогоплательщика.
5. Далее инспектор будет проводить сопоставление объема произведенных контрагентом работ, оказанных услуг, поставленных товаров, из чего последует вывод, что имея в штате 1 человека компания-контрагент определенно не могла исполнить свои обязательства перед вами, а значит, все ваши договорные отношения ничто иное как формальный документооборот. А если в дополнение ко всему выполнение работ, оказание услуг, либо поставка требуют членства в СРО, наличие лицензии, либо требуют соблюдения любых других законодательных требований, либо специфичны в плане необходимого инструментов, оборудования, квалификации персонала, то это все облегчит жизнь инспектору в разы.
6. Далее что обязательно скажет инспектор, это обвинение контрагента в том, что доля вычетов в его налоговых обязательствах составляет примерно 98-99%, а это значит, что компания является «однодневкой» и все, пиши пропало.
7. Инспектор, разглядывая выписку по расчетному счету, уверенно скажет, что расходные операции, направленные на оплату общехозяйственных нужд, контрагентом не осуществлялись, а значит, данная компания не функционировала. И не важно, были ли эти операции в действительности, инспектор все равно будет настаивать на своем, даже если вы возьмете выписку и установите обратные факты.
8. Помимо вышеуказанной манипуляции с выпиской, инспектор прибегнет к следующей уловке: почти с уверенностью можно говорить, что любые организации взаимодействуют не только с организациями, но и с «физиками», ИП, а это будет поводом говорить, что все деньги от контрагента идут на обналичивание, а значит, никакие операции не совершались, а вся первичка готовилась для того, чтобы подложиться документами под «обнальные» операции. И не важно, что ваш контрагент выплачивал зарплаты, либо оплачивал работы, услуги по гражданско-правовым договорам, т.к. такие расчеты – красная тряпка для обвинения в обналичивании денег.
9. Далее налоговый инспектор может позвать на допрос руководителя контрагента, который спустя время может и не вспомнить про вас, равно как и вы можете не вспомнить про него, но это тоже минус и повод сказать, что операции являются нереальными. Аналогичным образом, могут дернуть на допрос и всех работников вашей компании, в частности, тех, кто в принципе не мог знать о каких-либо взаимоотношениях с контрагентом, но ответ «не знаю», «не помню», «затрудняюсь ответить» будет очередным кирпичиком в позицию инспектора.
10. Помимо этого, оцениваться будут и контрагенты контрагента. Если эти контрагенты второго, третьего и последующих звеньев такие же «негодяи» с позиции инспекции, и к ним можно примерить эти же критерии, то недобросовестность контрагентов контрагента может тоже быть одним из доводов налогового органа в выстраивании своей позиции.
Как отбиться от этих претензий? – вопрос не простой, т.к. зависит от того, насколько все действительно было так, как написано в вашей первичке.
Каждый налоговый спор в плане сбора доказательств обоснования своей добросовестности и реальности отношений в какой-то степени своеобразен, поэтому при потребности в услугах по защите ваших интересов в рамках налоговых споров – пишите на электронную почту, указанную в описании нашего канала, и мы постараемся Вам помочь.